Возрождение
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 35»
Целевая воспитательная программа
«Возрождение»
(Формирование духовно – нравственных качеств)
Срок реализации программы 3 года
Выполнила:
Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №35», I категория;
Мокроусово, 2011
Рассмотрено: Утверждаю:
на МО директор ГБОУ НПО «ПУ 35»
«____»____________20 г Демешкин В.В.
«____»____________20 г Согласовано:
Заседание педсовета
«____»____________20 г
№ протокола ___
Целевая воспитательная программа
«Возрождение»
( Формирование духовно – нравственных качеств)
для обучающихся I-III курсов ГБОУ НПО «ПУ № 35»
Срок реализации программы 3 года
Паспорт программы.
1.Название программы:«Возрождение»
(Формирование духовно – нравственных качеств)
2.Нормативно-правовое обеспечение
Ø Всеобщая декларация прав человека (1998г.)
Ø Декларация прав ребенка (1959г.)
Ø Конвенция о правах ребенка (1989г.)
Ø Закон РФ «Об образовании»
Ø Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 3.07.1998г.
Ø Региональная концепция воспитания (1998г.)
Ø Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединения»
Ø Уголовный Кодекс РФ
Ø Конституция РФ
Ø Письмо Министерства образования РФ №47/ 20 – 11п от 19.03.1993г.
«О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ»
Ø Устав училища
Ø Локальные акты училища
3.Заказчик программы
Администрация профессионального училища №35
4.Сроки исполения: 2011-2014 годы
5.Разработчики программы
Зверева Л.А– зам директора по УВР
6.Объект исследования: обучающиеся
7.Организация управления программой и контроль за ходом реализации:
Общее управление целевой воспитательной программой «Возрождение» осуществляется администрацией ПУ.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.
В целях обеспечения комплексного контроля за реализацией программы предусматривается:
- осуществление постоянного мониторинга по всем направлениям программы;
-регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях ИМС, МО, аппаратных совещаниях при директоре, педсоветах.
8.Используемые ресурсы программы:
- Кадровые:
- педагогический коллектив училища;
- органы самоуправления обучающихся ПУ № 31.
Финансовые:
- бюджетные средства училища;
- внебюджетные средства училища.
Материальные:
- учебные кабинеты;
- компьютерные кабинеты (два);
- учебные мастерские;
- актовый и спортивные залы;
- библиотека;
- общежитие;
- столовая;
- тренажерный зал;
- методический кабинет;
- учреждения дополнительного образования (музыкальная и спортивная школы);
- учреждения культуры (КДЦ, музей, библиотеки города, дом творчества).
Методические:
- библиотечный фонд;
- методические разработки;
- Курганский ИРОСТ;
Управленческие:
- директор;
- педагог – психолог;
- заместитель директора по УПР;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- руководитель физического воспитания;
- методист.
Контролирующие:
- директор;
- заместитель директора по УВР;
- руководитель физического воспитания.
Пояснительная записка.
В числе глобальных проблем человечества проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Это вызвано современным состоянием общественной морали.
- Разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов, насаждение чуждых традициям нашего народа этических норм привело к нарастанию в России духовно – нравственного кризиса.
- Рост преступности в последнее время, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления превратили проблему духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения в проблему государственной безопасности страны.
- Подготовка к жизни в новых социально – экономических условиях рыночного хозяйствования требует воспитания нравственного, духовно богатого человека, знающего и поддерживающего традиции своего народа.
- Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, важно и необходимо формировать в учащихся такие качества, как доброта, отзывчивость, милосердие, альтруизм, справедливость, чуткость.
- Сегодня и семья претерпевает существенные изменения. Социально – экономические реформы ухудшили положение семьи, детей, молодежи. Многие родители самоустранились от воспитания детей напряжение возрастает от того, что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Решение этих актуальных и важных проблем мы видим в приобщении учащихся к основам народной культуры. Без этих знаний, без глубоко переживаемого чувства Родины, овладения всей полнотой исторической памяти невозможно полноценная духовно – нравственная жизнь личности в семье, обществе и государстве.
Нравственность – совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.
Нравственный человек – это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали; человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали.
Цель программы.
1. Развитие духовно – нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении обучающихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций
2. Приобщение обучающихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры.
3. Построение отношений подростков с социумом на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива
Ожидаемые результаты
реализации программы
- Соблюдение учащимися норм социального поведения, требований морали, построения взаимоотношений на основе добра, справедливости, гуманности.
- Сформированность уважительного отношения к истории и духовно – нравственных традиций своего народа.
- Сформированность интеллектуальных и нравственных способностей учащихся и стремления к самосовершенствованию.
Содержание программы
«
- Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.
- Гуманистическая направленность – основа воспитания нравственных ценностей обучающихся, где личность выступает как «мера всех вещей».
При конструировании целей воспитательная программа ориентируется на цель – идеал, к которому стремится общество, училище, группа;
Цель – процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей обучающихся;
Определен следующий состав моделируемых компонентов программы:
ценностно – целевой
субъект – субъективный
содержательный
процессуально – коммуникативный
диагностико – результативный
рефлексивно – управленческий
1. Ценностно-целевой компонент включает в себя цели воспитания нравственных ценностей обучающихся; приоритетные идеи построения программы, ориентированные на формирование нравственных ценностей.
Главными целями программы являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков обучающихся; воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.
2. Субъект-субъективный компонент включает в себя взаимодействие всех значимых взрослых. Особое место отводится мастеру производственного обучения и педагогу – психологу как главным участникам, заинтересованным лицам в успешном функционировании программы. Мастер п/о разрабатывает как близкие, так и далекие цели текущих мероприятий, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей обучающихся.
Функции мастера п/о по программе «Возрождение»
- изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров на нравственные ценности;
- изучение с обучающимися традиций и обычаев народов мира, своей страны, села, в котором проживают; традиций своей семьи, училища;
- выпуск газет, посещение музеев, выставок, обеспечивающих встречу обучающихся с нравственными ценностями своего села и т. д.
- организация концертов, демонстрирующих примеры нравственности, образы освоения и преобразования нравственной культуры;
- демонстрация родителям культурного потенциала групп училища;
- демонстрация талантов обучающихся (концерты, вечера, дни открытых дверей и т д);
- развитие диалогического стиля мышления.
Функции педагога - психолога
- Введение в практику тренинговых часов саморазвития с целью изучения собственных волевых качеств, нравственных убеждений;
- диагностирование
-методика неоконченных предложений
-ранжирование понятий
-анкета о нравственных ценностях
-методики изучения воспитанности учащихся: «Какие качества я в себе вырастил?», «Справедливость», «Что мы ценим в людях?» и др.
Задачами в деятельности педагогов училища по воспитанию нравственных ценностей являются:
Ø изучение личности, их склонностей, интересов, с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении;
Ø создание гуманистической атмосферы в группах училища как условия воспитания нравственных ценностей обучающихся
Основными направлениями в деятельности педагогов училища по развитию нравственных ценностей являются:
Ø индивидуальная работа с обучающимися и родителями;
Ø организация эффективной коллективной деятельности;
Ø оказание педагогической поддержки;
Ø взаимодействие со всеми субъектами программы, сотрудничество, которое предполагает гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения
3. Содержательный компонент программы
Цели и задачи содержательного компонента:
ü Воспитание нравственных ценностей обучающихся на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций
ü ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуаций;
ü формирование нравственной среды воспитания в группах училища, создания условий личностного нравственного развития ценностных ориентаций.
Содержательный компонент моделирования носит полиструктурный характер, он выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность программы. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субьектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у учащихся нравственных ценностей.
Содержательный компонент выполняет следующие функции:
v ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования);
v субьективно – личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей;
v операционную – создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего;
v духовную – ориентация на духовно – нравственные общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках.
4. Процессуально – коммуникативный компонент включает в себя: формы и методы воспитательного воздействия; отношения взрослых и обучающихся в группах училища; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие нравственных ценностей. Этот компонент связывает все мероприятия в единое целое и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой.
5. Диагностико – результативный компонент воспитания нравственных ценностей включает формы, методы и приемы изучения нравственных ценностей, критерии и показатели эффективности результатов. Мерилом эффективности программы являются усвоенные нравственные ценности учащихся. Мы руководствовались следующими критериями:
6. Рефлексивно – управленческий компонент включает в себя критерии и показатели эффективности управления программы по воспитанию ценностей на основе рефлексивного управления. В рефлексивном управлении обязательными считаются: понимание учащимися цели деятельности и значимости ее для себя (Для чего, во имя чего я это делаю?); знание способов действия выполненного задания, рефлексивная остановка (так ли я это делаю?); самооценка (правильно ли я сделал, сумел ли я себя выразить?).
Содержание рефлексивного управления включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе нравственных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки; приобщение к технологиям рефлексии, помощь в самоопределении.
Механизм реализации программы
I курс
№ |
Мероприятие |
Срок |
Ответственный |
1.
2.
3.
4.
5. 6 7 8 9
|
Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности.
Веселая Масленица.
Цикл занятий “Я сам строю свою жизнь”
Светлый праздник Пасхи.
Аукцион народной мудрости “От бабушки до наших дней” В общежитии
Кл. час “Род. Родные. Родина.”
Кл. час “Познай себя”
Кл. час “Дети и родители, давайте понимать друг друга”
Акция “Милосердие”
Кл. час “Я человек, но какой?”
Час общения “Истоки доброты”
Экскурсия в музей
Кл. час “Добро и зло” |
в теч.года
март
в теч.года
апрель
октябрь
сентябрь
ноябрь
февраль
в теч.года
декабрь
май
в теч.года
октябрь |
психолог
орг. внекл. раб, зам по УВР психолог
орг. внекл. раб, зам по УВР мастер
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер |
II курс
№ |
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. |
Диагностика
Веселая Масленица
Забытые мастера: традици, мастера, ремесла (турнир знатоков народного творчества)
Светлый праздник Пасхи
Цикл бесед “Я в Мире... Мир во мне”
Святочные гадания
Беседа “Смысл жизни”
Кл. час “Что такое характер?”
Род. Собрание. “Педагогика семейных отношений”
Акция “Милосердие”
Кл. час “Русский дом – дом мира”
Кл. час “Наши права и обязанности”
Кл. час “ Этот сложный этикет” |
в теч.года
март
ноябрь
апрель
в теч. года
январь
сентябрь
октябрь
в теч.года
декабрь
февраль
май
|
психолог
зам.по УВР, мастер, орг. внекл. Раб.
Общежитие
общежитие
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер |
III курс
№ |
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Диагностика
Веселая Масленица
Светлый праздник Пасхи
Цикл бесед “Свой путь мы выбираем сами”
Святочные гадания (для девушек)
Беседа “Свобода и ответственность”
Беседа “Избранник один на всю изнь”
Кл. час “Так ли плох был домострой?”
Кружок “Воспитание семьянина”
Акция “Милосердие”
Кл.час “В кругу семьи”
|
в теч.года
апрель
в теч.года
январь
октябрь
ноябрь
декабрь
в теч.года
в теч.года
март |
психолог
орг. внекл.раб.
психолог
общежитие
мастер
священник, мастер
рук.кружка
мастер
мастер |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка youtube