Возрождение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 35»

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Целевая воспитательная  программа

                  «Возрождение»

               (Формирование  духовно – нравственных качеств)

 

Срок реализации программы 3 года

 

Выполнила:

Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №35», I категория;

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Мокроусово, 2011

 

Рассмотрено:                                          Утверждаю:                               

на МО                                                        директор ГБОУ НПО «ПУ 35»

 «____»____________20   г                         Демешкин В.В.

                                                                       «____»____________20   г                                                                            Согласовано:                                                        

Заседание педсовета                                     

 «____»____________20   г                               

 №   протокола  ___        

 

 

 

 

 

 

 

                      Целевая воспитательная  программа

                  «Возрождение»

                     ( Формирование  духовно – нравственных качеств)

        

для обучающихся I-III курсов ГБОУ  НПО  «ПУ № 35»

 

Срок реализации программы 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Паспорт программы.

 

1.Название программы:«Возрождение»

 

  (Формирование духовно – нравственных качеств) 

 

2.Нормативно-правовое обеспечение

 

 

Ø Всеобщая декларация прав человека (1998г.)

Ø Декларация прав ребенка (1959г.)

Ø Конвенция о правах ребенка (1989г.)

Ø Закон РФ «Об образовании»

Ø Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 3.07.1998г.

Ø Региональная концепция воспитания (1998г.)

Ø Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединения»

Ø Уголовный Кодекс РФ

Ø Конституция РФ

Ø Письмо Министерства образования РФ №47/ 20 – 11п от 19.03.1993г.

«О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ»

Ø Устав училища

Ø Локальные акты училища

 

 

3.Заказчик программы

 

Администрация профессионального училища №35

4.Сроки исполения: 2011-2014 годы

5.Разработчики программы

 

    Зверева Л.А– зам директора по УВР

                             

6.Объект исследования: обучающиеся

 

 

7.Организация управления программой и контроль за ходом реализации:

 

     Общее управление целевой воспитательной программой «Возрождение» осуществляется администрацией ПУ.

     Механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.

      В целях обеспечения комплексного контроля за реализацией программы предусматривается:

- осуществление постоянного мониторинга по всем направлениям программы;

-регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях ИМС, МО, аппаратных совещаниях при директоре, педсоветах.

 

 

           8.Используемые ресурсы программы:

  • Кадровые:

- педагогический коллектив училища;

- органы самоуправления обучающихся ПУ № 31.

Финансовые:

- бюджетные средства училища;

- внебюджетные средства училища.

Материальные:

- учебные кабинеты;

- компьютерные кабинеты (два);

- учебные мастерские;

- актовый и спортивные залы;

- библиотека;

- общежитие;

- столовая;

- тренажерный зал;

- методический кабинет;

- учреждения дополнительного образования (музыкальная и спортивная школы);

- учреждения культуры  (КДЦ, музей, библиотеки города, дом творчества).

    

  Методические:

- библиотечный фонд;

- методические разработки;

- Курганский ИРОСТ;

Управленческие:

    - директор;

    - педагог – психолог;

    - заместитель директора по УПР;

    - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

    - руководитель физического воспитания;

    - методист.

Контролирующие:

    - директор;

    - заместитель директора по УВР;

   - руководитель физического воспитания.

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

         В числе глобальных проблем человечества проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Это вызвано современным состоянием общественной морали.

  • Разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов, насаждение чуждых традициям нашего народа этических норм привело к нарастанию в России духовно – нравственного кризиса.
  • Рост преступности в последнее время, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления превратили проблему духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения в проблему государственной безопасности страны.
  • Подготовка к жизни в новых социально – экономических условиях рыночного хозяйствования требует воспитания нравственного, духовно богатого человека, знающего и поддерживающего традиции своего народа.
  • Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, важно и необходимо формировать в учащихся такие качества, как доброта, отзывчивость, милосердие, альтруизм, справедливость, чуткость.
  • Сегодня и семья претерпевает существенные изменения. Социально – экономические реформы ухудшили положение семьи, детей, молодежи. Многие родители самоустранились от воспитания детей напряжение возрастает от того, что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Решение этих актуальных и важных проблем мы видим в приобщении учащихся к основам народной культуры. Без этих знаний, без глубоко переживаемого чувства Родины, овладения всей полнотой исторической памяти невозможно полноценная духовно – нравственная жизнь личности в семье, обществе и государстве.

Нравственность – совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.

Нравственный человек – это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали; человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали.

 

 

 

 

 

Цель программы.

 

1. Развитие духовно – нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении обучающихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций

2. Приобщение обучающихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры.

3. Построение отношений подростков с социумом на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива

 

 

 

Ожидаемые результаты

 реализации программы

 

 

 

  • Соблюдение учащимися норм социального поведения, требований морали, построения взаимоотношений на основе добра, справедливости, гуманности.

 

  • Сформированность уважительного отношения к истории и духовно – нравственных традиций своего народа.

 

  • Сформированность интеллектуальных и нравственных способностей учащихся и стремления к самосовершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Содержание программы

«

  • Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.
  • Гуманистическая направленность – основа воспитания нравственных ценностей обучающихся, где личность выступает как «мера всех вещей».

 

При конструировании целей воспитательная программа ориентируется на цель – идеал, к которому стремится общество, училище, группа;

Цель – процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей обучающихся;

 

 

Определен следующий состав моделируемых компонентов программы:

ценностно – целевой

субъект – субъективный

содержательный

процессуально – коммуникативный

диагностико – результативный

рефлексивно – управленческий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ценностно-целевой компонент включает в себя цели воспитания нравственных ценностей обучающихся; приоритетные идеи построения программы, ориентированные на формирование нравственных ценностей.

Главными целями программы являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков обучающихся; воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.

 

 

 

2. Субъект-субъективный компонент включает в себя взаимодействие всех значимых взрослых. Особое место отводится мастеру производственного обучения и педагогу – психологу как главным участникам, заинтересованным лицам в успешном функционировании программы. Мастер п/о разрабатывает как близкие, так и далекие цели текущих мероприятий, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей обучающихся.

 

 

Функции мастера п/о по программе «Возрождение»

  • изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров на нравственные ценности;
  •  изучение с обучающимися традиций и обычаев народов мира, своей страны, села, в котором проживают; традиций своей семьи, училища;
  • выпуск газет, посещение музеев, выставок, обеспечивающих встречу обучающихся с нравственными ценностями своего села и т. д.
  • организация концертов, демонстрирующих примеры нравственности, образы освоения и преобразования нравственной культуры;
  • демонстрация родителям культурного потенциала групп училища;
  • демонстрация талантов обучающихся (концерты, вечера, дни открытых дверей и т д);
  • развитие диалогического стиля мышления.

 

 

 

Функции педагога - психолога

  • Введение в практику тренинговых часов саморазвития с целью изучения собственных волевых качеств, нравственных убеждений;
  • диагностирование

-методика неоконченных предложений

-ранжирование понятий

-анкета о нравственных ценностях

-методики изучения воспитанности учащихся: «Какие качества я в себе вырастил?»,  «Справедливость»,  «Что мы ценим в людях?» и др.

 

 

Задачами в деятельности педагогов училища по воспитанию нравственных ценностей являются:

Ø изучение личности, их склонностей, интересов, с целью оказания помощи и поддержки в нравственном  саморазвитии и самоопределении;

Ø  создание гуманистической атмосферы в группах  училища как условия воспитания нравственных ценностей обучающихся

 

 

Основными направлениями в деятельности педагогов училища по развитию нравственных ценностей являются:

Ø индивидуальная работа с обучающимися и родителями;

Ø организация эффективной коллективной деятельности;

Ø оказание педагогической поддержки;

Ø взаимодействие со всеми субъектами программы, сотрудничество, которое предполагает гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения

 

 

3. Содержательный компонент программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи содержательного компонента:

ü Воспитание нравственных ценностей обучающихся на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций

ü ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуаций;

ü формирование нравственной среды воспитания в группах  училища, создания условий личностного нравственного развития ценностных ориентаций.

 

 

Содержательный компонент моделирования носит полиструктурный  характер, он выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и   целостность программы. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субьектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у учащихся  нравственных ценностей.

Содержательный компонент выполняет следующие функции:

v ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования);

v субьективно – личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей;

v операционную – создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего;

v  духовную – ориентация  на духовно – нравственные общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках.

 

 

 

 

 

 

4. Процессуально – коммуникативный компонент включает в себя: формы и методы воспитательного воздействия; отношения взрослых и обучающихся в группах училища; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие нравственных ценностей. Этот компонент связывает все мероприятия в единое целое и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой.

 

 

 

 

 

 

5. Диагностико – результативный компонент воспитания нравственных ценностей включает формы, методы и приемы изучения нравственных ценностей, критерии и показатели эффективности результатов. Мерилом эффективности программы являются усвоенные нравственные ценности учащихся.  Мы руководствовались следующими критериями:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексивно – управленческий компонент включает в себя критерии и показатели эффективности управления программы по воспитанию ценностей на основе рефлексивного управления. В рефлексивном управлении обязательными считаются: понимание учащимися цели деятельности и значимости ее для себя  (Для чего, во имя чего я это делаю?); знание способов действия выполненного задания, рефлексивная остановка (так ли  я это делаю?); самооценка  (правильно ли я сделал, сумел ли я себя выразить?).

Содержание рефлексивного управления включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе нравственных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки; приобщение к технологиям рефлексии, помощь в самоопределении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Механизм  реализации программы

I курс

 

Мероприятие

Срок

Ответственный

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности.

 

Веселая Масленица.

 

Цикл занятий “Я сам строю свою жизнь”

 

Светлый праздник Пасхи.

 

Аукцион народной мудрости “От бабушки до наших дней”

В общежитии

 

Кл. час “Род. Родные. Родина.”

 

Кл. час “Познай себя”

 

Кл. час “Дети и родители, давайте понимать друг друга”

 

Акция “Милосердие”

 

Кл. час “Я человек, но какой?”

 

Час общения “Истоки доброты”

 

Экскурсия в музей

 

Кл. час “Добро и зло”

в теч.года

 

 

март

 

в теч.года

 

апрель

 

октябрь

 

 

 

сентябрь

 

ноябрь

 

февраль

 

 

в теч.года

 

декабрь

 

май

 

в теч.года

 

октябрь

психолог

 

 

орг. внекл. раб, зам по УВР

психолог

 

орг. внекл. раб, зам по УВР

мастер

 

 

 

мастер

 

мастер

 

мастер

 

 

мастер

 

мастер

 

мастер

 

мастер

 

мастер

II курс

 

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

Диагностика

 

Веселая Масленица

 

Забытые мастера: традици, мастера, ремесла (турнир знатоков народного творчества)

 

Светлый праздник Пасхи

 

 

Цикл бесед “Я в Мире... Мир во мне”

 

Святочные гадания

 

Беседа “Смысл жизни”

 

Кл. час “Что такое характер?”

 

Род. Собрание. “Педагогика семейных отношений”

 

Акция “Милосердие”

 

Кл. час “Русский дом – дом мира”

 

Кл. час “Наши права и обязанности”

 

Кл. час “ Этот сложный этикет”

в теч.года

 

март

 

ноябрь

 

 

апрель

 

 

в теч. года

 

январь

 

сентябрь

 

октябрь

 

 

 

 

в теч.года

 

декабрь

 

февраль

 

май

 

психолог

 

 

 

 

 

 

зам.по УВР, мастер, орг. внекл. Раб.

 

Общежитие

 

общежитие

 

мастер

 

мастер

 

 

 

 

мастер

 

мастер

 

мастер

 

мастер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III курс

 

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

 

8.

 

9.

 

10.

 

11.

 

Диагностика

 

Веселая Масленица

 

Светлый праздник Пасхи

 

Цикл бесед “Свой путь мы выбираем сами”

 

Святочные гадания (для девушек)

 

Беседа “Свобода и ответственность”

 

Беседа “Избранник один на всю изнь”

 

 

Кл. час “Так ли плох был домострой?”

 

Кружок “Воспитание семьянина”

 

Акция “Милосердие”

 

Кл.час “В кругу семьи”

 

в теч.года

 

 

 

апрель

 

в теч.года

 

январь

 

октябрь

 

ноябрь

 

 

декабрь

 

в теч.года

 

в теч.года

 

март

психолог

 

 

 

орг. внекл.раб.

 

психолог

 

общежитие

 

мастер

 

священник,

мастер

 

 

 

рук.кружка

 

мастер

 

мастер