ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

 

      Государственное бюджетное образовательное учреждение

 начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 35»

 Государственное образовательное учреждение

 начального профессионального образования

 «Профессиональное училище № 31»

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая воспитательная  программа

«ЗДОРОВОЕ  ПОКОЛЕНИЕ»

(здоровьесберегающая воспитательная программа)

     

для обучающихся I-III курсов ГОУ НПО «ПУ №35»

 

Срок реализации программы 3 года

 

Выполнили:

                Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГОУ

         НПО «ПУ №35», I категории

        Ершова Ирина Юрьевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО

        «ПУ №31»

       

 

 

 

 

 

     

 

 

                                               

                                      Курган, 2011

                         Паспорт программы

1. Название программы: «Здоровое поколение»

 (здоровьесберегающая воспитательная программа)

2. Нормативно-правовое обеспечение:

1.Конвенция ООН о защите прав ребенка;

2.Конституция Российской Федерации;

3.Президентская программа «Дети России»;

4.Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для  

   профессионального обучения и труда подростков / Санитарные правила и

   нормы: СанПиН 2.4.6.664-97, утверждены от 04.04.1997 г.;

5.Санитарно- эпидемиологические требования к организации учебно-

   производственного процесса в ОУ НПО/ Санитарно- эпидемиологические

   правила и нормативы: СанПиН 2.4.3.1186-03, утверждены 26.01.2003 г.;

6.Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в

   деятельность образовательных учреждений / Приказ Минздрава России от

   04.04.2003 г. № 139.;

7.Федеральный закон об образовании;

8.Решение коллегии Глав УО от 24.02.2000 № 4 «Региональные требования

   по созданию условий для сохранения здоровья детей и подростков в ОУ

   Курганской области»;

9.Устав ГБОУ НПО «ПУ № 31».

 

 3. Заказчик программы: Администрация профессионального училища № 35,№31.

 4.Сроки исполнения программы:  2011 - 2014 годы.

 5.Разработчики программы:

            - Ершова Ирина Юрьевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ

              №31»;

            - Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГОУ НПО

             «ПУ №35», I категория;

   6.Объект исследования: обучающиеся

 

    7.Организация управления программой и контроль за ходом ее

     реализации:

 

     Общее управление целевой воспитательной программой «Главная ценность человека - жизнь» осуществляется администрацией ПУ.

     Механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.

      В целях обеспечения комплексного контроля за реализацией программы предусматривается:

- осуществление постоянного мониторинга по всем направлениям программы;

-регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях ИМС, МО, аппаратных совещаниях при директоре, педсоветах.

 

 

           8.Используемые ресурсы программы:

Кадровые:

- педагогический коллектив училища;

- органы самоуправления обучающихся ПУ № 31.

Финансовые:

- бюджетные средства училища;

- внебюджетные средства училища.

Материальные:

- учебные кабинеты;

- компьютерные кабинеты (два);

- учебные мастерские;

- актовый и спортивные залы;

- библиотека;

- общежитие;

- столовая;

- тренажерный зал;

- методический кабинет;

- учреждения дополнительного образования (музыкальная и спортивная школы);

- учреждения культуры  (КДЦ, музей, библиотеки города, дом творчества).

    

  Методические:

- методкабинет;

- библиотечный фонд;

- методические разработки;

- Курганский ИРОСТ;

- медиацентр.

 Управленческие:

    - директор;

    - педагог – психолог;

    - заместитель директора по УПР;

    - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

    - руководитель физического воспитания;

    - методист.

Контролирующие:

    - директор;

    - заместитель директора по УВР;

   - руководитель физического воспитания.

                                       

 

 

                                             Пояснительная записка

       Во  всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье.  По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального   благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

        Здоровье в нашем понимании этого слова лежит в основе благополучия любого человека, т.к. только здоровый человек может в полной мере стать творцом судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни,  продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

         В настоящее время в условиях нестабильности, экологической напряженности,  снижения уровня жизни наблюдается увеличение уровня заболеваемости среди детей, подростков, молодежи. Так по данным  Минздрава и Госкомэпиднадзора лишь 14% обучающихя практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 35-40% имеют хронические заболевания. Около 7,5  мил. обучающихся России страдают заболеваниями нервно-психологической сферы. По материалам коллегии Министерства образования, среди причин, которые привели здоровье обучающихся к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и  условия жизни, как в семье, так и в  образовательных учреждениях, недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность  основными и дополнительными занятиями, неблагополучие  психологического климата коллективов,  низкая просвещенность обучающихся, педагогов  и родителей по проблеме ЗОЖ.

       Анализ медицинских показаний подростков, поступающих в училище, показал, что среди них нет ни одного со стопроцентным состоянием здоровья. Среди обучающихся пришедших на 1 курс у 8 заболевания органов дыхания, у 5 опорно-двигательтного аппарата, у 5 миопия. Анонимное анкетирование и индивидуальные беседы выявили у половины обучающихся наличие хронических заболеваний, нежелание вести здоровый образ жизни, отсутствие интереса к спорту.

Социологический опрос обучающихся училища  показал, что более 60% обучающихся опасным для здоровья считают только употребление наркотиков, режиму дня и рациональному питанию, занятиям физической культурой и спортом не придают большого значения.

 

 

                       Входной срез по программе «Здоровое поколение»

 

 

 

знание принципов здорового образа жизни

общ. кол. обуч

(137 чел)

число больничных за сентябрь2011 г. в ПУ

общ. кол. обуч

(137 чел)

количество обучающихся посещающих спортивные секции, кружки

общ. кол. обуч

(137 чел)

Количество

обучающихся,

использующих

методы психологической саморегуляции

общ. кол. обуч

(137 чел)

2011-2012 уч. год

86 чел-60%

15 чел- 22%

102 чел-72%

62 чел-44%

 

 

       Принимая во внимание  выше изложенное и то, что  у многих обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Обучающийся, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, возникла необходимость разработать и внедрить целевую воспитательную программу «Здоровое поколение», направленную на воспитание элементарной культуры  отношения к своему здоровью, формированию потребности здорового образа жизни. Государству важно сохранить здоровье нации и воспитать здоровое поколение со сформированным отношением к ЗОЖ. В реализации данной программы обучающийся является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

 

   В отечественной педагогической науке накоплен значительный научный фонд, являющийся базой для разработки исследуемой проблемы: изучены и обобщены исследования по формированию ЗОЖ обучающихся (М.Я. Виленский, Ю.П. Лисицин,И.И. Соковня-Семенова и др.); проанализированы «Программы «Здоровья», используемые в школах (Ш.А. Амонашвили, В.Н. Касаткин, М.Л. Лазарев и др.); обобщены вопросы здоровья как ценности (Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, В.П. Каргаполов, Н.А. Ожеван и др.); проведены исследования различных аспектов проблемы мотивации и мотивов различных видов деятельности (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Чирков, E.L. и др.)

          На основе современной концепции воспитания «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития», автор О.С. Газман, разработали  данную программу. Ведь под педагогической поддержкой автор понимает превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем. Он определяет воспитание, как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности, и образцового поведения.

           Назначение этой программы  - содействие здоровью, создание целостной системы организации работы по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, вовлечение в эту работу всех членов педагогического коллектива,  максимальное использование всех ресурсных возможностей для реализации поставленной цели.

      Данная программа входит в воспитательную систему образовательного учреждения.

 

 

                        

 

Цель  программы:

          Формирование у обучающихся личностной мотивации к выработке здорового стиля жизни,  осознание ими ответственности за своё здоровье и здоровье других людей, укрепление психологического и  физического здоровья.

                                                   Задачи:      

        1. Формирование культуры здоровья - грамотности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

        2. Мотивация обучающихся к здоровому образу жизни.

        3.Привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

    4.Укрепление физического здоровья.

    5.Снижение заболеваемости обучающихся.

    6.Владение методами психологической саморегуляции и стрессоустойчивости.

                  Основные принципы реализации программы:

Принцип триединого представления о здоровье: здоровье - это нераз­рывное единство трех составляющих - физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья.

Принцип приоритета действительной заботы о здоровье обучающихся: предполагает, что все происходящее в училище - от разработки планов и составления расписания до организации внеурочной деятельности и работы с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологиче­ское состояние и здоровье обучающихся.

Принцип непрерывности и преемственности: определяет необходи­мость проводить работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии или училищном мероприятии.

Принцип медико-психологической компетентности мастера, классного руководителя, преподавателя опреде­ляет высокие требования к уровню психологической и медико - валеологической грамотности и соответ-ствующей перестройке сознания и ценностных ориента­ций у педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

1 год

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни

Знание принципов здорового образа жизни.(72%)

Анкетирование

 

Формирование ЗОЖ среди обучающихся

Сокращение числа заболеваний в ПУ за счет применения здоровьесберегающих  методик (16%)

 

Наблюдение,

Мониторинг,

углубленный медосмотр обучающихся

Привлечение обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом

 

 

Увеличение количества обучающихся посещающих спортивные секции, кружки (80%)

Наблюдение, контроль за работой спортивных секций, контроль за посещением уроков физкультуры,

 смотр физической подготовленности

Владение методами психологической саморегуляции и стрессоустойчивости

 

Знание обучающимися методов психологической саморегуляции и стрессоустойчивости (54%)

Анкетирование, изучение СЛО карт,

шкала тревожности

А.М.Прихожан,

наблюдение, опросник Шмишека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 год

 

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни

Осознанное ведение здорового образа жизни(82%)

Статистический анализ

 

Формирование ЗОЖ среди обучающихся

Сокращение числа заболеваний в ПУ за счет применения здоровьесберегающих  методик (12%)

 

Наблюдение, углубленный медосмотр обучающихся

Привлечение обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом

Увеличение количества обучающихся посещающих спортивные секции, кружки (90%)

 

Наблюдение, смотр физической подготовленности

 

 

Владение методами психологической саморегуляции и стрессоустойчивости

Участие в антистрессовых тренингах (64%)

Шкала тревожности

А.М.Прихожан,

наблюдение, опросник Шмишека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3год

 

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни

Осознанное ведение здорового образа жизни (90%)

 

Статистический анализ

 

Формирование ЗОЖ среди обучающихся

Сокращение числа заболеваний в ПУ за счет применения здоровьесберегающих  методик (8%)

Увеличение обучающихся, ведущих здоровый образ жизни (90%)

 

Наблюдение, углубленный медосмотр обучающихся

Привлечение обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом

Увеличение количества обучающихся посещающих спортивные секции, кружки(95%)

Наблюдение, смотр физической подготовленности.

Владение методами психологической саморегуляции и стрессоустойчивости

Применение антистрессовых приемов по отношению к себе (80%)

Анкетирование,

наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

       Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья. Программа  включает в себя знакомство психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду.

Программа состоит из трех блоков:

- когнитивного (информационного), направленного на расширение знаний о сохранении здоровья.

Формы работы:

- классный час;

- беседы;

- тренинги;

- диспуты.

-встречи с врачами (гинекологом, наркологом, дермато - венерологом, инфекционистом)

- эмоционального (поддерживающего). Этот блок выполняет психотерапевтическую функцию и работает на принятие себя как личности;

     Формы работы:

-час психолога;

-классный час;

- тренинги;

-индивидуальные беседы.

- поведенческого,  посвященного моделям поведения и жизненным целям, которые обучающийся выбирает, сообразуясь со своими индивидуальными способами решения задач.

  

 

  Формы работы:

- соревнования;

- выпуск стенгазет;          

- беседы;

-акции;

-конкурсы рисунков, плакатов о ЗОЖ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм  реализации  программы

1 ЭТАП  (1 курс  обучения)

  К-когннитивный

  Э-эмоциональный

                                                      П-поведенческий

 

 

Воспитательные

 мероприятия

Срок

блок

 

Ответст-венный

отметка    о выполнении

1

Изучение медицинских карт обучающихся

сент

к

мед. работн

 

2

«Человек и его здоровье»

Нетрадиционная форма «Своя игра»

сент

к

мастера п/о

 

3

День здоровья

окт

п

зам., по УВР

 

4

Заполнение медицинской документации (индивидуальные карточки и паспорт здоровья группы)

окт

к

мед., работ-ник

мастера п/о

 

5

Легкоатлетический кросс «Золотая осень»

октябрь

п

рук  физ. воспитания

 

6

Оформление «Уголков здоровья» в учебных кабинетах

окт

п

мастера п/о

 

7

«О здоровье и в шутку и всерьез». Сатирическая конкурсная программа

ноябрь

п

мастера п/о

 

8

 «Минздрав предупреждает, или в чем провинился Колумб». Устный журнал в общежитии

ноябрь

п

воспитатель

 

9

Районная акция  «Мы - за здоровый образ жизни»

ноябрь

э

зам., по УВР

 

10

Анкетирование «Отношение к своему здоровью»

ноябрь

к

мастера п/о

психолог

 

11

Анализ заболеваемости обучающихся

ноябрь

и

мед. работ-ник

 

12

Беседа с врачом  на классном часе «Твой выбор здорового образа жизни, закаливание»

дек

э

зам. по УВР

мастера п/о

 

13

Час психолога «Саморегуляция настроения и поведения» в общежитии

февр

э

Психолог

воспитатель

 

14

Час медика: «Правила гигиены»

март

к

мед. работ.

 

15

Беседа дерматолога «Кожные заболевания»

май

к

зам.по УВР

 

 

16

Час психолога: «Психоэмоциональный настрой» в общежитии

май

э

Психолог,

воспитатель

 

17

«Всемирный день без табачного дыма превратим в день спорта». Выпуск газет и листовок, спортивные соревнования

31 мая

п

педагог-организатор,

мастер п/о

 

18

Выпуск стенгазет, санбюллетней по ЗОЖ

в теч

года

п

мастера п/о

 

19

Работа спортивных секций

в теч

года

п

руководитель  физ. воспитания

 

20

Соревнования, Первенство училища по настольному теннису, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, футбол

в теч

года

п

руководитель  физ. воспитания

 

21

Вечер веселых мини состязаний в общежитии

в теч

года

п

воспитатель общежития

 

22

Утренняя зарядка в общежитии

в теч

года

п

воспитатель общежития

 

2  ЭТАП  (2 курс обучения)

1

Час медика: «Правила рационального питания»

сент

к

мед. работ-ник

 

2

День туриста. Праздник

сент

п

Зам. по УВР, рук, физ. воспитания, мастера п/о

 

3

Классный час «Здоровье бесценно»

окт

к

психолог

 

4

День здоровья

окт

п

Рук.физ.

зам. по ВР

мастера п/о

 

5

Беседа с врачом «Профилактика ЗППП»

ноябрь

к

зам. по УВР

 

6

Участие в районной акции за ЗОЖ

 

ноябрь-

 к

зам. по УВР

мастера п/о

 

7

В общежитии «Школа для девушек» (Темы занятий: Сохранение женского здоровья)

Ноябрь-дек

к

воспитатель 

мед работник

 

 

8

 

Классный час «Как уберечь себя от болезней»

дек

к

 

мастера п/о

 

9

Час психолога: «Стрессы в нашей жизни» в общежитии

январь

э

психолог

воспитатель

 

10

Классные часы:

Здоровое питание

февраль

к

мастера п/о

 

11

Конкурс  «Знаешь ли ты лечебные травы?» в общежитии

март

к

воспитатель

мед.работ.

 

12

Классный час «Роль витаминов в нашей жизни»

апрель

к

мастера п/о

мед.работн.

 

13

Беседы по профилактике инфекционных заболеваний (встреча со специалистами)

май

к

мед.работн.

мастера п/о

 

14

«Всемирный день без табачного дыма превратим в день спорта». Выпуск газет и листовок, спортивные соревнования

31 мая

п

педагог-организатор,

мастер п/о

 

15

Соревнования «Первенство училища  по настольному теннису, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам»

в течение года

п

руководитель физ. воспитания

 

16

Утренняя зарядка в общежитии

в теч

года

п

воспитатель общежития

 

3  ЭТАП (3 курс  обучения)

1

Как мое здоровье зависит от меня

сент

к

Мастера п/о

 

2

 «День здоровья»

окт

п

Рук.физ. зам. по ВР

мастера п/о

 

3

Беседы по профилактике  венерических заболеваний (встреча со специалистами)

ноябрь

к

мастера п/о

 

4

Час психолога: «Как выйти из стрессовой ситуации» в общежитии

дек

э

Психолог, воспитатель

 

5

Классный час «Что мы едим»

февр

к

мастера п/о

мед.работн.

 

6

Беседа «Здоровая семья-здоровое поколение» в общежитии

март

к

воспитатель

мед.работн.

 

8

Агитационно художественное представление «Модно быть здоровым» в общежитии

апрель

п

 зам. по ВР

мастера п/о воспитатель,

 

9

«Всемирный день без табачного дыма превратим в день спорта»

 спортивные соревнования

31 мая

п

мастера п/о

 

 

10

Беседа психолога «Жизненные трудности и пути их преодоления» в общежитии

май

э

психолог

 

11

Соревнования «Первенство училища  по настольному теннису, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам»

в течение года

п

руководитель физ. воспитания

 

12

Утренняя зарядка в общежитии

в теч

года

п

воспитатель общежития

 

 

 

 

     

 

Список литературы

 

  1. Конвенция ООН о защите прав ребенка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Президентская программа «Дети России».
  4. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков / Санитарные правила и нормы: СанПиН 2.4.6.664-97, утверждены от 04.04.1997 г.
  5. Санитарно- эпидемиологические требования к организации учебно- производственного процесса в ОУ НПО/ Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.4.3.1186-03, утверждены 26.01.2003 г.
  6. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений / Приказ Минздрава России от 04.04.2003 г. № 139.
  7. Федеральный закон об образовании
  8. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
  9. Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ.
  10. Приказ МО РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 619.
  11. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 25.08.2002 г.
  12. Приказ Глав УО от 24.08.2001 № 612 «О мерах по профилактике и противодействию распространению наркомании среди несовершеннолетних в образовательной среде Курганской области».
  13. Приказ Глав УО от 28.08.2001 № 616 (о ФЗ «Об ограничении курения табака»).
  14. Решение коллегии Глав УО от 24.02.2000 № 4 «Региональные требования по созданию условий для сохранения здоровья детей и подростков в ОУ Курганской области».
  15. Устав ГБОУ НПО ПУ; ГБОУ СПО; ФГОУ КИЖТ.
  16. Артемьева, Т. Вне зависимости [Текст] : О алкогольной и наркотической зависимости, лечение / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71.
  17. Артемьева, Т. Система Амосова : О системе оздоровления. [Текст]  / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39.
  18. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
  19. Вайнер, Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования /Э. Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009. - №5. – С.47-59.
  20. Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49.
  21. Володина, Т. Кабачок против табачка: Зима лучшее время бросить курить / Т. Володина // Российская газета. 2010. – № 29. – С. 21.
  22. Карпюк, И. А. Воспитательная система школы: пособие для рук. и педагогов общеобразоват. школ [Текст] / И.А.Карпюк, М.Б.Чернова. – Мн. : Университетское, 2002. – 167 с.
  23. Кислицина, О. А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков / О. А. Кислицина // СОЦИС. – 2009. – № 8. – С. 92-99.
  24. Степанова, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е.Н.Степанова, Л.М. Лузина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  25. Степанов, П. Как создать воспитательную систему школ: возможный вариант [Текст] / П.Степанов. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 63 с.

Интернет-источники:

  1. http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php : «Здоровое поколение — богатство Зауралья»
  2. http://deti.dobryeludi.ru/programm/health_pok: Проект программы «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» разработан Лабораторией технологий социального партнерства Международной Академии Меценатства

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение №1

Мониторинг  отношения  к своему здоровью.

 

  1. Занимаетесь вы спортом?  Да – нет.
  2. Занимаются  спортом ваши друзья? Да – нет.
  3. Занимаются  спортом в вашей семье? Да – нет.
  4. Каковы, по - вашему причина курения:

     а) из любопытства;

     б) за компанию;

     в) боязнь выглядеть «белой вороной»;

     г) желание самоутвердиться, показаться старше;

     д) от безделья;

     е) другие причины.

5.  Есть ли у вас желание бросить курить?  Да – нет.

6.  Употребляете ли вы спиртные напитки?  Да – нет.

7.  Употребляют ли спиртные напитки ваши друзья?  Да – нет.

8.  Употребляют ли алкоголь в вашей семье?  Да – нет.

9.  Каковы, по-вашему, причины употребления алкоголя:

     а) для веселья;

     б) чтобы почувствовать себя уверенно;

     в) от скуки;

     г) за компанию;

     д) чтобы забыть о проблемах;

     е) другие причины.

10. Как часто вы употребляете алкоголь?

     а) 1 раз в день;

     б) 1 раз в неделю;

     в) 1 раз в месяц;

     г) не пью вообще.

11. Делаете ли вы утреннюю зарядку? Да – нет.

12 Посещаете постоянно уроки физкультуры? Да – нет.

13 Посещаете спортивную секцию? Да – нет.

14. Если у вас что-нибудь заболит, вы сразу же идете к врачу? Да – нет, или терпите до последнего.

15. Вы выполняете все рекомендации врача? Да – нет.

16. Вы вовремя пролечиваете больные зубы у стоматолога? Да – нет.

17. Вы соблюдаете режим дня? Да – нет.

18. Вы стараетесь соблюдать режим питания: едите вовремя, свежую, горячую пищу, не всухомятку? Да – нет.

 

                                                      


          

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час на тему «Здоровый образ жизни»

Цель: содействовать сохранению здоровья каждого обучающегося.

Задачи:

  • Провести тест «Твое здоровье» с целью выявление причин нарушения здоровья у обучающихся;
  • осмысление значимости здоровья;
  • разработка направлений и форм образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья у обучающихся;
  • формированию ценностного отношения к здоровью;
  • познакомить обучающихся с кодами пищевых добавок, которые при воздействии на организм человека может принести вред.
    Методические материалы:  презентация «Здоровый образ жизни»,  викторина, пословицы, фильм.

Предварительная работа:подготовить тест, викторину.

Длительность: 45 минут

Оборудование: ноутбук; мультимедийный проектор; экран.

Адресован:

  • классным руководителям, мастерам производственного обучения;
  • обучающимся.

Ход проведения мероприятия

1. Организационный момент;

2. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.  Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

 

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

 

 

Правила здорового образа жизни:

1. Правильное питание;

2. Сон;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Вредные привычки.

Остановимся на каждом пункте отдельно.

1. Правильное питание—основа здорового образа.

Снижается заболеваемость обучающихся, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

После большой перемены в мусорнице лежат  пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

        В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются  в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

       Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она. Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает  желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 баллона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.
Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам:

1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о беде нашей группы и подростков в целом, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые «буквочки» «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать обучающимся)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

   Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д.  Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

 

 

Салат, укроп,  петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.

Сельдерей.

Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Топинамбур.

В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.

Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

 

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата общеукрепляющим витамином С.

2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь

2. Сон – лучшее … Лекарство

3. Выспишься - … Помолодеешь

4. Выспался – будто вновь… Родился

3. Активная деятельность и активный отдых.

Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

4. Вредные привычки.

КУРЕНИЕ

Из истории

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.

Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».

Наказания

В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;

В Турции курильщиков сажали на кол;

В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»

В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика)

АЛКОГОЛИЗМ, хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

НАРКОМАНИЯ

Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.

В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.

Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий).

Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.

Говоря о наркомании, мы имеем в виду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества, несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость".

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения монитора;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • стресс при потере информации.

Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику.
Тема, на наш взгляд, очень дискуссионная. «Игромания»,  интернет-зависимость - насколько серьезны эти проблемы? Предлагаем вашему вниманию разные точки зрения.

Работайте на компьютере и будьте здоровы!

 

 Вопросы викторины:

  1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? (Можно отравиться ботулином)
  2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. (Доиксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО)
  3. Несколько приемов удаления нитратов из овощей. (Вымачивание, отваривание, маринование)
  4. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество. (4 000)
  5. Среди них в табачном дыму содержится аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество,  вызывающее привыкание к курению. (Никотин)
  6. Сколько процентов вредных веществ получает пассивный курильщик? (50%)
  7. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему? (Чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа)
  8. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов. (Витамин С)
  9. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья? (Соль и сахар)
  10. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно)
  11. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу)
  12. Сколько часов в сутки должен спать человек? (ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов)
  13. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, легкая атлетика)

 

Желаю вам:

 Никогда не болеть;

 Правильно питаться;

 Быть бодрыми;

 Вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!  (Просмотр фильма)