Твой выбор

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 31»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 35»

 

 

 

 

 

 

 

 

               Целевая воспитательная  программа

                  «Твой выбор»

         (по профилактике употребления психоактивных веществ)

 

для обучающихся I-III курсов ГБОУ  НПО  «ПУ № 35,31»

 

 

Срок реализации программы 3 года

 

Выполнили:

Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №35», I категория;

Ершова Ирина Юрьевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №31»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

                   Мокроусово, 2011

Рассмотрено:                                          Утверждаю:                               

на МО                                                        директор ГБОУ НПО «ПУ 35»

 «____»____________20   г                         Демешкин В.В.

                                                                       _____________                                                                           Согласовано:                                                        

Заседание педсовета                                     

 «____»____________20   г                               

 №   протокола  ___        

 

 

 

 

 

 

 

                           Целевая воспитательная  программа

                           «Твой выбор»

 

        (по профилактике употребления психоактивных веществ)

 

для обучающихся I-III курсов ГБОУ  НПО  «ПУ № 35,31»

 

 

Срок реализации программы 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Паспорт программы.

Название программы:

«Твой выбор»

(по профилактике употребления психоактивных веществ)

2.Нормативно – правовое обеспечение:

1. Всеобщая декларация прав человека;

2.Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4.Федеральный закон об образовании.

5.Устав образовательного учреждения (ПУ № 31)

6. Рекомендации Глав УО г. Кургана;

7.     Программа развития в системе начального профессионального образования рассчитана на  период с 2011 – 2014 уч. годы.

 

3.Заказчик программы: Главное Управление Образования Курганской области.

 

4. Разработчики програм

- Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №35»;

- Ершова Ирина Юрьевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ№31»;

- Топоева Елена Александровна  – педагог - психолог ГБОУ НПО «ПУ №31».

 

5.Объект воспитания:

Обучающиеся «ПУ №35,31»

 

 6.Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации:

 

  Общее управление целевой воспитательной программой «Твой выбор»

 Механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.

 В целях обеспечения комплексного контроля за реализацией программы предусма-тривается:

- осуществление постоянного мониторинга по всем направлениям программы;

- регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях ИМС, МО, аппаратных совещаниях при директоре, педсоветах.

 

 

7.Используемые ресурсы программы:

 Кадровые:

- педагогический коллектив училища;

- органы самоуправления обучающихся ПУ № 31.

  Финансовые:

- бюджетные средства училища;

  - внебюджетные средства училища.

Материальные:

- учебные кабинеты;

- компьютерный кабинет

- спортивный зал;

- библиотека;

- общежитие;

- учреждения дополнительного образования (музыкальная и спортивная школы);

- учреждения культуры  (РДК, музей, библиотека, дом творчества).

 Методические:

- библиотечный фонд;

- методические разработки;

- Курганский ИРОСТ;

  Управленческие:

    - директор;

    - педагог – психолог;

    - заместитель директора по УПР;

    - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

    - методист.

Контролирующие:

    - директор;

    - заместитель директора по УВР.

Пояснительная записка

       Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе и сознании людей привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем. В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психоактивных веществ (пав) представителями всех возрастов, специалисты всех ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения антинаркотической работы. За последние годы частота курения среди девочек возросла, а среди мальчиков она стабильно сохранялась в пределах 28–32%. отмечено значительное увеличение частоты курящих с возрастом, 52% обучающихся  употребляют алкоголь. По данным МВД России за последние 10 лет преступность среди подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, поднялась на 52%, а среди употребляющих наркотики – в 2,2 раза. В нашем училище в 2011-2012 учебном году совершено 3правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Случаев употребления наркотиков замечено не было.

За основу нашей программы мы взяли модель моральных принципов, стратегией которой является добровольный отказ от применения ПАВ, основанный на разумном эгоизме, на любви к самому себе. Предмет запрета – наркотик, а также алкоголь и табак – нужно сделать предметом добровольного отвержения на основе знаний о действии наркотиков на организм и об истинных причинах распространенности этих "химических источников радости”. Альтернативой должны выступать истинные собственные интересы и увлечения обучающихся.

В настоящее время важно избежать оппозиционного отношения обучающихся к воспитательной работе. Для этого нужно использовать их собственные интересы. Можно исходить из того, что в природе существуют такие действия, которые молодым людям запрещать не нужно, потому что они их и так не совершают. Надо понять, каким образом у людей появляется свой собственный категорический запрет на определенные действия, а поняв этот механизм самозапрещения, использовать его в борьбе с вредными удовольствиями.

   Анализ медицинских показаний подростков, поступающих в училище, показал, что среди них нет ни одного со стопроцентным состоянием здоровья. Анонимное анкетирование и индивидуальные беседы выявили у половины обучающихся склонность к курению и алкоголизму. Все это поставило нас перед проблемой мониторинга здоровья обучающихся, учета его показателей в процессе организации образовательной деятельности, планирования и проведения специальных оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение физического и психического состояния обучающихся, воспитание в них стремления к здоровому образу жизни.

 

Показателями необходимости данной воспитательной программы в нашем учебном заведении являются невысокий или недостаточный:

- уровень воспитанности;

- состояние здоровья обучающихся;

- уровень нравственного культурного развития обучающихся;

-уровень социального развития обучающихся (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе);

- дисциплинированность;

- общественная активность, отношение к труду;

- количество правонарушений;

- занятость в кружках и секциях;

- успехи и достижения в различных видах деятельности;

- степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников: обучающихся, родителей, пед. коллектива;

 

Одной из важных жизненных ценностей человека является его отношение к своему  физическому  и психическому здоровью и стремление к здоровому образу жизни. Среди опрошенных обучающихся никогда не пробовали курить – 9,3%,  практически курят постоянно – 67,7%, периодически (от случая к случаю) – 23%.

  Никогда не употребляли алкоголь только – 15,7%, несколько раз – 57%, довольно часто – 27,3%

   Наиболее негативными социальными явлениями, распространенными  среди обучающихся: 1) курение;  2) употребление спиртных напитков;  3) сквернословие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная программа входит в воспитательную систему образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Входной срез по программе «Профилактика психо-активных веществ»

 

 

 

количество обучающихся с осознанным, негативным отношением к употреблению ПАВ (всего 143 чел)

обучающиеся, имеющие пристрастие к употреблению ПАВ

Занятость в кружках

Количество правонарушений

Комфортность в коллективе

2011-2012 уч. год

14%-20 чел

75%-103 чел

75%-103 чел

8,5%-12 чел

62%-86 чел

 

 

 

Все вышесказанное свидетельствует о крайней актуальности проблем, связанных со своевременным выявлением подростков злоупотребляющих психоактивные вещества и профилактикой ПАВ в образовательном учреждении.

      В своей программе мы опирались на современную концепцию воспитания О.С. Газмана, по мнению которого  основу содержания воспитания, может составить самоопределение личности ребенка и свя­занные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

                   Цели программы:

1.     Научить обучающихся понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, развить у подростков систему личного противостояния к наркотикам, формированию «наркоустойчивости» на основе самозапрета.

Задачи:

1.     Сформировать у обучающихся знания о негативном действии ПАВ на сознание и

организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.

2.     Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.

3.     Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться за помощью в случае необходимости.

     Принципы разработки программы:

            Системность – проведение профилактической работы со всеми представителями

            системы – училище – семья - подросток;

 

      Комплексность – с одной стороны программа затрагивает все основные аспекты

      развития человека:

           -         осознание себя, тела, эмоций;

           -         семейные взаимоотношения, самооценка и устойчивость к стрессу;

           -         сопротивление давлению со стороны;

           -         ответственное поведение, раскрытие творческого потенциала

     С другой стороны, в разработке занятий использованы различные формы организации

     работы и подачи материала с учётом новейших достижений в области психологии и

     социальной работы:

          -         работа с аудиторией (лекции и групповые дискуссии)

          -         работа в группе (ролевые игры, упражнения на релаксацию, сказкотерапия,

                    тренинг коммуникативной компетентности);

          -         использование аудиовизуальных и дидактических материалов (видеофильмы,

                    плакаты и др.)

           Позитивность- развитие практических навыков, достоверная подача информации без

           запугивания;

            Активность – использование интерактивных методов обучения;

            Компетентность – проведение работы с учётом возрастных особенностей детей и

            подростков специалистами;

     Мониторинг  базовых элементов наркогенной ситуации в училище;

      Наличие системы взаимодействия:

     - на межведомственном уровне (с местными органами и учреждениями, отвечающими за различные аспекты профилактической работы в рамках своей компетенции);

     - на профессиональном уровне (со специалистами различных профессий, в функциональные обязанности которых  входят различные аспекты профилактической работы);

      -   с Глав УО Курганской области

      -   с учреждениями системы образования.

     Наличие четкой политики училища в области агитации здорового образа жизни и

     профилактики ПАВ:

-       наличие в педагогической среде коллектива единомышленников,           проводящих основные положения программы в жизнь;

-      создание  безопасной поддерживающей среды в ПУ № 35 (благоприятный психологический климат, целенаправленная работа с  педагогическим коллективом по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).

-      Ожидаемые результаты:

1 год

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм.

Увеличение количества обучающихся с осознанным, негативным отношением к употреблению ПАВ среди участников программы (50%)

 

Наблюдение, анкетирование «Анкета  на выявление отношения к употреблению психотропных веществ»

 

Сформированность личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.

Сокращение числа курящих и употребляющих алкоголь в ПУ № 35 (50%- не курящих,50% - не употребляющих алкоголь)

 

Наблюдение

Привлечение обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Увеличение количества обучающихся посещающих секции, кружки(65%)

Наблюдение, смотр физической подготовленности.

Оптимизация психологической атмосферы в коллективе

 

Степень овладения коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях (50%)

Карта-схема Лутошкина для определения психологического климата группы.

Анкета на выявление жестокого обращения с детьми.

Формирование системы самоуправления учебно-воспитательного процесса, обеспечивающую самореализацию личностных качеств.

Степень вовлечение большего количества обучающихся   в решение управленческих проблем (60%)

Степень самостоятельности актива обучающихся, коллективный самоконтроль (50%)

 

 

2 год

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм.

Осознание негативного влияния ПАВ на жизнь и здоровье человека (60%)

 

Наблюдение, анкетирование «Анкета  на выявление отношения к употреблению психотропных веществ»

 

Сформированность личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.

Сокращение числа курящих и употребляющих алкоголь в ПУ № 35 (60%- не курящих,60% - не употребляющих алкоголь)

Увеличение числа обучающихся, участвующих в пропаганде отказа от ПАВ (50%)

Наблюдение

Привлечение обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Увеличение количества обучающихся посещающих секции, кружки(75%)

 

Наблюдение, смотр физической подготовленности.

 

 

Оптимизация психологической атмосферы в коллективе

 

Степень овладения коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях (60%)

 

Карта-схема Лутошкина для определения психологического климата группы.

Анкета на выявление жестокого обращения с детьми.

Формирование системы самоуправления учебно-воспитательного процесса, обеспечивающую самореализацию личностных качеств.

Степень вовлечения обучающихся   в решение управленческих проблем (65%)

Степень самостоятельности актива обучающихся, коллективный самоконтроль (60%)

 

Статистический отчет по участию обучающихся в управленческой деятельности училища, мониторинг деятельности  самоуправления в училище.

 

 

3 год

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм.

Осознание негативного влияния ПАВ на жизнь и здоровье человека (70%)

 

Наблюдение, анкетирование «Анкета  на выявление отношения к употреблению психотропных веществ»

 

Сформированность личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.

Сокращение числа курящих и употребляющих алкоголь в ПУ № 35 (70%- не курящих,70% - не употребляющих алкоголь)

Увеличение числа обучающихся, участвующих в пропаганде отказа от ПАВ (60%)

Наблюдение

Привлечение обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Увеличение количества обучающихся посещающих секции, кружки(80%)

Наблюдение, смотр физической подготовленности.

Оптимизация психологической атмосферы в коллективе

 

Степень овладения коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях (80%)

 

Карта-схема Лутошкина для определения психологического климата группы.

Анкета на выявление жестокого обращения с детьми.

Формирование системы самоуправления учебно-воспитательного процесса, обеспечивающую самореализацию личностных качеств.

Степень вовлечение большего количества учащихся   в решение управленческих проблем (70%)

Степень самостоятельности актива обучающихся, коллективный самоконтроль (80%)

 

 

 

 

Мероприятия по реализации программы

«Профилактика психоактивных веществ»

 

План мероприятий, направленный на формирование у  обучающихся «ПУ№ 35» социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ на основе  модели выпускника по физическому воспитанию.

 

                    Содержание

   Дата

    Ответственные

  I.

Физкультурно-оздоровительная работа

 

 

    1.

Разработки комплекса производственной и учеб-ной гимнастики: а) вводная гимнастика

                           б) физкультурная пауза    

                           в) физкультурная минутка

                           г) микропауза активного отдыха

и внедрение вместо перекура

сентябрь

Рудницкий ПА

Ершова И.Ю.

Преподаватели,

Мастера п/о

    2.

Задание на дом обуч-ся составление комплексов утренней и производственной гимнастики и на перемене

В начале кажд. м-ца

Рудницкий ПА

 

    3.

Освоение комплексов утренней, на перемене  и производств. гимнастики на уроках физкультуры

Ежемесяч-

но

Рудницкий ПА

 

    4.

Физкультурная минутка-пауза на теоретических и практических занятиях

Ежедневно

 

Преподаватели,

 мастера

 II.

Внеклассная работа

    1.

Организация и проведение спортив.кружков по баскетболу, волейболу, гиревому спорту, н/теннису, ОФП и пропаганда на них отказа от курения.

2-4 раза в неделю

Зам.дир.по УВР

Рудницкий ПА

 

  III.  

Общеучилищные физкультурно-оздоровительные мероприятия

    1.

Проведение внутриучилищных соревнований, под лозунгами отказа от курения

 

В течении

    года

Зам.дир.по УВР

Рудницкий ПА

 

    2.

Дни здоровья и спорта, дни отказа от курения

2 раза в год

    --\\--

    4.

1. Прием контрольных нормативов модели выпускника по физическому воспитанию

 

В течении года

Рудницкий ПА

 

IV.  

    Пропаганда и агитация физической культуры и отдыха

    1.

Оформить спортивные стенды в фойе, в спортзале  «Наша спортивная жизнь»

В течении года

Зам.дир. по УВР

Рудницкий ПА

 

    2.

Наглядно информировать обуч-ся о проведенных спортивных мероприятиях

В течении

 года

Зам.дир. по УВР

Рудницкий ПА

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятий  внеурочной (воспитательной) работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Классные часы: Анкетирование обуч-ся по выявлению жизненных установок на отказ от вредных привычек

Сентябрь

 

 

Значение отказа от курения для предупреждения заболеваний.                                                   1-3 курсы

Сентябрь

 

 

Мастера п/о

психолог

Обсуждение проблемы курения и алкогольной зависимости 1 курс

Сентябрь

Мастера п/о

психолог

Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на репродуктивную способность человека.

                                                                              2 курс

Сентябрь

--//--

Нравственные основы семьи, безалкогольные праздники                        3 курсы

Сентябрь

--//--

2

Выпуск сан.бюллетеня  "О вреде курения"

Сентябрь

мастера

3

ПМПк

сентябрь

Зам. по УВР, психолог, мастера

4

Кл.часы:                      

 СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

                                                                            1- 3  к

 Секс и «любовь» в алкогольном дурмане - последствия                                                       1 к

Личность и индивидуальность, деградация под воздействие ПАВ                                 2 к                                               Что совершает человек, свершивший правонарушение, проступок                              3 к

 

 

октябрь

Мастера

психолог

5

Совет профилактики «О занятости обуч-ся, стоящих на учете в ОДН ОВД»

октябрь

Зам.директора по УВР

5

День училища: «Последней дозы не бывает»

октябрь

Зам.директора по УВР,мастера.

7

Учет всех курящих и замеченных в употреблении алкоголя, индивидуальная работа  с ними.

В течении года.

Зам.директора по УВР

8

 Кл.часы:

«Наше здоровье -  в наших    руках».            1-3 к.

  «Конфликтные ситуации  и выход из них» 1 – 2 к.

  «Здоровьесбережение семьи, семья без сигарет»                          3 к.        

Ноябрь

 

9

Совет профилактики. Информация о посещаемости и успеваемости обуч-ся

Ноябрь

Зам.директора по УВР

11

Проведение конкурса на лучший сан. бюллетень или листовку «о вреде курения  и алкоголя»

Ноябрь

Мастера п/о

12

Классные часы

Чувства и эмоции – пьяного человека                                             1- 3 курс                                              

 Особенности физиологической особенности мужчин и женщин и формирование алкогольной зависимости                                              2 курс                                                    Уголовная ответственность за распространение ЗППП                                                                3 курс

Декабрь

мастера

13

Выпуск сан.бюллетеня «О вреде алкоголя»

. Декабрь

мастера

14

Обеспечение всевозможной помощи обучающимся, желающим прекратить курить

В течении года

Зам. по УВР, психолог,

15

Организация досуга обучающихся с целью отвлечения их от вредных привычек

В течении года

Зам. по УВР, мастера п/о

16

ПМПк

Декабрь

Зам. по УВР, психолог.

17

Классные часы:

Вред от курения красоте и здоровью                                        1 - 3 к.

Семья и формирование личности                     2к

Нравственные основы семьи                             3 к.

 

Январь

мастера

18

Совет профилактики. Информация об итогах I полугодия.

Январь

Зам.директора по УВР

19

Выпуск санбюллетеней «О вреде наркотиков и психоактивных веществ»

Январь

мастера

20

Классные часы:       

«Уроки здоровья: лучше пить молоко и соки!»       1к

 «Влияние вредных привычек на взаимодействие с окружающими»                                                          2 к

«Снятие стресса без сигареты и алкоголя»                                        3 к

                 

 

 Февраль

 

мастера

21

Выпуск санбюллетеней: «Социально -психологический  портрет наркомана».

Февраль

мастера

22

Организация работы факультативных занятий: «Я выбираю ЗОЖ»

В течении года

психолог

23

Классные часы:

«Права личности и уважения прав других(курение в общественных местах)»          1 к

«Личностные факторы защиты

от наркозавасимости»                                             2-3 к

 

Март

 

мастера

24

Совет профилактики. Информация кл.руководителей о занятости обуч-ся «Группы риска»

Март

Зам.директора по УВР

25

ПМПк

Март

Зам. по УВР, психолог

26

Классные часы:

«Как отказаться от предложенных

Наркотиков»                                                            1-3 к

Построение отношений с близкими людьми         1 к                                          

Понятие группового давления                                2 к

Сопротивление давления

социального окружения                                        3 к

 

Апрель

 

мастера

27

Совет профилактики. Информация кл.руководителей о посещаемости и успеваемости

 Апрель

Зам.директора по УВР

28

Классные  часы

«Эмоционально – волевые качества личности и профилактика ПАВ».                                              1 -3к

«Психологическая  устойчивость человека»          2 к.

«Методы восстановления сил

и снятия напряжения                                               3 к

Май

мастера, психолог

29

День училища: «Последней дозы не бывает»

Май

Зам.директора по УВР.

30

Совет профилактики. Информация кл. руководителей о занятости уч-ся на летний период

Май

Зам. по УВР

33

Классные часы:

«Твое свободное время»                                        1-3 к

«Последствия употребления  ПАВ»                        1к                                                       «Искусство общения»                                          2 - 3 к 

 

 

Июнь

мастера

План работы психолога на 2011 – 2014 уч. г  направлен   на реализацию программы «Профилактика психоактивных веществ»  и поддержание психологического здоровья  обучающихся.

Сентябрь:

1.     Определение социальных особенностей среды обучения, воспитания и развития: положение обучающегося в системе  социально – экономических отношений (материальная обеспеченность, социально – бытовые условия),  положение обучающихся в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее коллективный состав, характер деятельности членов семьи).

2.     Выявление соотношения уровня умственного развития  возрастной норме.

3.     Выявление обучающихся, склонных  к употреблению спиртных напитков, табакокурению, наркомании и постановка их на внутриучилищный учет.

4.     Выступление на родительском собрании по тематике: «Подросток в мире вредных привычек».

5.     Работа с подростками «группы риска».

 Октябрь:

1. Выявление особенностей мотивационно – личностной сферы.

2. Определить личностные особенности обучающихся, наличие выраженных личностных акцентуаций, личностной тревожности.

3. Анкетирование с целью выявления  морально – нравственных установок обучающихся 1 курсов

4. Мониторинг результатов  анкетирования.

5. Работа с подростками «группы риска».

Ноябрь:

1.     Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии (ноябрь – июнь).

2.     Обучение подростков навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и  развития (ноябрь – июнь).

3.     Оказание психологической помощи  в поддержку обучающихся, находящихся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания  (ноябрь – июнь).

4.      Проведение тренинга: «Умеете ли вы противостоять стрессу? Антистрессовые  приемы против гнева». (II курсы).

5.     Работа с подростками «группы риска».

Декабрь:

1.     Беседа с классными руководителями  по тематике « Роль педагога в профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурении».

2.     Выступление по тематике «Подросток в мире вредных привычек»  - «Что мешает Вам бросить курить» (I, II курсы).

3.     Выявление агрессивности, склонности  к противоправным поступкам. (Басс – Дарки, Шмишек (акцентуация личности).

4.     Тренинг на снижение агрессивности.

Январь:

1.     Работа с детьми группы риска.

2.     Выступление на классном часе  по тематике: «Наркотики и их жертвы, или что нужно знать о наркотиках»(I, II, III курсы).

Февраль:

1.     Беседа с классными руководителями по тематике «Индивидуальный подход к обучающимся в обучении и воспитании».

2.     Работа на снижение тревожности

3.     Работа с подростками «группы риска».

4.     Тренинг « Программа моей независимости», направленный  на формирование личностной устойчивости  к негативным влияниям.

Март: 

1.     Беседа с классными руководителями по тематике « В преддверии опасности, или как распознать начало наркомании» (рекомендации  педагогам)

2.     Выступление на классном часу  по тематике « ВИЧ, профилактика заболевания».

3.     Выступление на родительском собрании по тематике « Роль родителей в профилактике алкоголизма и наркомании» (рекомендации  родителям).

4.     Работа с подростками «группы риска».

Апрель:

1.     Тренинг «Встреча с самим собой» на определение жизненных установок (I  курс).

2.     Выступление на классном часе «Психологическое здоровье, критерии здоровья».

3.     Психологическая помощь родителям в воспитании  детей (консультации, апрель – июнь).

4.     Работа с подростками «группы риска».

Май – июнь

1.     Тренинг «Загляни в свое будущее» на определение жизненных установок 

( II, III курсы).

2.     Оказание  психологической помощи и поддержка обучающихся,  находящихся в состоянии стресса, конфликта, эмоционального напряжения. (апрель – июнь)

3.     Мониторинг анкетирования  обучающихся «Здоровый образ жизни» за год.

4.  Беседа с классными руководителями  по вопросам морально – нравственного воспитания  обучающихся, замеченных в особом пристрастии к вредным привычкам.

 Внеурочная профилактическая программа предполагает также работу общежития по данному направлению.

 

 

Используемая литература:

1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.

2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.

3. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.

4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.

5. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.

6. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.

7. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.

8. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.

9. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.

10. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.