Толерантность
Главное Управление образования Курганской области
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 35»
Целевая
воспитательная программа для обучающихся
профессионального училища
Толерантность
с.Мокроусово 2011
Согласовано Утверждаю
Заседание педсовета директор ГОУ НПО ПУ№35 «____»____________2011 г ФИО____________
№ протокола _________ «__»________2011 г.
Целевая воспитательная программа
«Формирование толерантного сознания молодежи»
предназначена для студентов
профессиональных училищ
1-3 курсов
Срок реализации программы 3 года
Авторы программы:
Зверева Л.А. – заместитель директора
Кочнева Л.А.- методист, мастер п/о
1. Паспорт программы.
Название программы:
«Формирование толерантного сознания молодежи»
Нормативно – правовое обеспечение
- Всеобщая декларация прав человека (1998г.)
- Декларация прав ребенка (1959г.)
- Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3.07.1998г.
- Письмо Министерства образования РФ от 15.01.2003г. № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
- Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Принят Государственной Думой 26.05.1995г.
- Федеральная целевая программа «формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (на 2001-2005 год) Постановление правительства РФ № 629 от 25.08.2001г.
- Региональная концепция воспитания (1998г.)
- Приказ Глав УО № 716 от 30.10.02г. «О выполнении плана областных мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактика экстремизма на территории Курганской области (на 2001-2005 год).
- Устав училища.
- Локальные акты училища.
Заказчик программы
Администрация профессионального училища № 35.
Разработчики программы
Зверева Л.А. – заместитель директора по УВР
Кочнева Л.А. –методист, мастер производственного обучения
Объект воспитания
Обучающиеся профессионального училища № 35
Сроки исполнения программы
2011-2014 гг.
Пояснительная записка.
Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур.
Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества. Их гармоничное развитие возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности.
Агрессия, жестокость, нетерпимость стали фактами жизни общества и отдельного человека. Это приводит к разрушению личности подрастающего поколения.
Возникает проблема, которая заключается в необходимости научить молодежь нашей страны противостоять всему негативному: жестокости, агрессии, нетерпимости. Решение этой проблемы во многом зависит от педагогов, в том числе и нашего училища, которые должны помочь взрослеющему человеку найти свой способ реагирования на различные ситуации, которые возникают в процессе общения (особенно это касается конфликтных ситуаций). Кроме того научить видоизменять свое ролевое поведение в зависимости от обстановки, сформировать установку на толерантное сознание, т.е. терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей и этнической принадлежности.
Целевая программа «Формирование толерантного сознания молодежи» предназначена для учащихся 1- 3 курсов профессионального училища №35.
Реализация программы «Формирование толерантного сознания молодежи» предполагает формирование у учащихся осознания себя как личности. Так же необходимо научить учащихся соотносить свою точку зрения с нормами толерантности и следовать им, управлять собой, уметь миролюбиво разрешать как личностные, так и общественные конфликты.
Программа включает в себя три модуля:
1модуль Формирование личной самореализации и саморегуляции.
2 модуль Формирование толерантности в семейных взаимоотношениях
3модуль Формирование установок толерантного сознания и экстремизма в обществе.
Каждый модуль реализуется в рамках одного курса обучения.
Программа носит интегрированный характер, так как актуализирует знания обучающихся по разным отраслям знаний: по истории, литературе, граждановедению, мировой художественной культуре и т.д.
Так же программа носит личностно - ориентированный характер, т.к направлена на личность каждого обучающегося.
Цель программы - формирование у учащихся основ толерантного сознания.
Задачи:
1. Формировать личностную самореализацию и саморегуляцию.
2. Разъяснить особенности семейных взаимоотношений
3. Освоить технику межличностного общения.
4.Рассмотреть проблемы отношений между людьми другой веры, цвета кожи, сексуальной ориентации.
Предполагаемый результат:
- Сформированность у учащихся толерантного сознания.
- Повышение устойчивости учащихся к этническим, религиозным и политическим конфликтам.
- Снижение уровня социально - психологической напряженности в училище, применение в быту норм толерантного поведения.
В результате реализации данной программы обучающие
- формируют свои убеждения, умеют отстаивать их, соотносить с нормами, соблюдая правила общения;
- толерантны, способны сотрудничать с людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной, профессиональной, политической принадлежности;
- способны решать семейные конфликты;
- формируют навыки общения со сверстниками, сверстниками с другой социальной группы, взрослыми;
- умеют общаться и работать в коллективе;
- умеют преодолевать критические жизненные ситуации;
Методика изучения ( Могун)
Ресурсное обеспечение программы
воспитательной деятельности.
Тип ресурсов |
Реализация |
Потенциальные |
Кадровые |
- психолог, |
Работники центральной библиотеки; |
Материально-технические |
- учебные классы, |
Видеотека |
Организационные |
- Работа педагога-психолога,
|
Кабинет психологии ИПК И ПРО; |
Методические |
- подборка литературы по формированию толерантного сознания, культуре межличностного общения;
|
Пополнение библиотечных фондов печатными изданиями по толерантности; |
Финансовые |
- средства областного бюджета,
|
Спонсорская помощь. |
Управленческие |
- Администрация ПУ № 35, |
Глав УО Курганской области; |
Содержание программы:
1 модуль Формирование личной самореализации и саморегуляции
(1 курс)
№ п\п |
Мероприятия |
Срок проведения |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
1. |
Диагностика уровня сформированности толерантности у учащихся |
Сентябрь |
Педагог - психолог |
|
2. |
Толерантность – что это?
|
Сентябрь |
Педагог - психолог |
|
3. |
Толерантная личность
|
Октябрь |
Педагог - психолог |
|
4. |
Я и группа: толерантность в себе. Самопознание.
|
Ноябрь |
Педагог - психолог |
|
5. |
Я и группа: толерантность в себе. Толерантное общение.
|
Декабрь |
Педагог - психолог |
|
6. |
Я и группа: саморегуляция
|
Январь |
Педагог - психолог |
|
7. |
Личная самореализация |
Февраль |
Педагог - психолог |
|
8. |
Толерантность к другим: учимся сочувствию
|
Март |
Педагог - психолог |
|
9. |
Границы толерантности
|
Апрель |
Педагог - психолог |
|
10. |
Испечем пирог дружбы
|
Май |
Педагог - психолог |
|
11. |
Итоговое занятие
|
Июнь |
Педагог - психолог |
|
2 модуль Формирование толерантности в семейных взаимоотношениях
(2 курс)
№ |
Мероприятия |
срок |
ответственный |
отметка о выполнении |
1. |
Диагностика уровня сформированности толерантность у учащихся. |
сентябрь |
Педагог-психолог |
|
2. |
Классный час «Родителей не выбирают». |
ноябрь |
Мастера п/о |
|
3. |
Праздник «День матери» |
ноябрь |
Зам. по УВР, |
|
4. |
Занятия из цикла «Воспитание лидера» (в общежитии) |
декабрь |
воспитатели общежития |
|
5. |
Тренинг «Терпимость - мудрость души» |
март |
Педагог-психолог |
|
6. |
Концерт для ветеранов в Центре соц. Защиты населения с. Мокроусово |
май |
Зам. по УВР |
|
8. |
Уход за памятником погибшим в годы ВОВ в д. Пороги. |
В течение года |
Мастера п/о |
|
9. |
Сюжетно-ролевые игры «Моя семья» (в рамках кружка «Школа будущего семьянина») |
В течение года |
Руководитель кружка |
|
3 модуль Формирование установок толерантного сознания и экстремизма в обществе ( 3 курс)
№ |
Мероприятия |
срок |
ответственный |
отметка о выполнении |
1. |
Классный час «Преодоление стрессовых ситуаций» |
октябрь |
педагог-психолог |
|
2. |
Диспут «Слушается дело о Кавказской войне» - в общежитии |
ноябрь |
Зам. по УВР, воспитатели общежития |
|
3. |
Праздник «День матери» |
ноябрь |
Зам. по УВР, педагог-организатор |
|
4. |
Час психолога: |
декабрь |
Педагог – психолог |
|
5. |
Игровой тренинг общения в учебных группах |
февраль |
Зам. по УВР, |
|
6. |
Занятия из цикла «Воспитание лидера в общежитии на темы: |
В течение года |
Воспитатели общежития |
|
7. |
Диагностика уровня толерантности у учащихся. |
июнь |
Зам. по УВР, педагог-психолог |
|
Механизм реализации
Формы реализации программы
Для реализации программы возможно использование различных форм воспитательной работы. Это занятия с элементами тренинга, классные часы, сюжетно – ролевые игры, устные журналы и т.д.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток