Толерантность

 Главное Управление образования Курганской области
Государственное образовательное учреждение
начального  профессионального образования
«Профессиональное училище № 35»

 

 

 

 

 

 

Целевая
воспитательная программа    для      обучающихся
профессионального училища

 

Толерантность

 

 

 

с.Мокроусово 2011

Согласовано                                                              Утверждаю 
Заседание педсовета                                                 директор ГОУ НПО ПУ№35 «____»____________2011  г                                    ФИО____________                  
№   протокола  _________                                        «__»________2011 г.                                               
 

 

Целевая воспитательная программа
«Формирование толерантного сознания молодежи»
предназначена для студентов
профессиональных училищ
1-3 курсов
Срок реализации программы 3 года

 

 

Авторы программы:
                                        Зверева Л.А. – заместитель директора
                                       Кочнева Л.А.- методист, мастер п/о

 

 

 

1. Паспорт  программы.

Название  программы:

«Формирование толерантного сознания молодежи»

Нормативно – правовое обеспечение

  1. Всеобщая декларация прав человека (1998г.)
  2. Декларация прав ребенка (1959г.)
  3. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
  4. Закон РФ «Об образовании».
  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3.07.1998г.
  6. Письмо Министерства образования РФ от 15.01.2003г. № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
  7. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Принят Государственной Думой  26.05.1995г.
  8. Федеральная целевая программа «формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (на 2001-2005 год) Постановление правительства РФ № 629 от 25.08.2001г.
  9. Региональная концепция воспитания (1998г.)
  10. Приказ Глав УО № 716 от 30.10.02г. «О выполнении плана областных мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактика экстремизма на территории Курганской области (на 2001-2005 год).
  11. Устав училища.
  12. Локальные акты училища.

 

Заказчик  программы
         Администрация профессионального училища № 35.
Разработчики  программы

         Зверева Л.А. – заместитель директора по УВР
Кочнева Л.А. –методист, мастер производственного обучения

                             Объект  воспитания

Обучающиеся профессионального училища  №  35

                            Сроки исполнения программы

2011-2014 гг.

 

                            Пояснительная записка.

Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения  различных государств и культур.
Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества. Их гармоничное развитие возможно только на принципах  равноправия  и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. 
Агрессия, жестокость, нетерпимость стали фактами жизни общества и отдельного человека. Это приводит к разрушению личности подрастающего поколения.
Возникает проблема, которая заключается в необходимости научить молодежь нашей страны  противостоять всему негативному: жестокости, агрессии, нетерпимости. Решение этой проблемы  во многом зависит от педагогов, в том числе и нашего училища, которые должны помочь взрослеющему человеку найти свой способ реагирования на различные ситуации, которые возникают в процессе общения (особенно это касается конфликтных ситуаций). Кроме того научить видоизменять свое ролевое поведение в зависимости от обстановки, сформировать установку на толерантное сознание, т.е. терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей и этнической принадлежности.
Целевая  программа «Формирование толерантного сознания молодежи» предназначена для учащихся 1- 3 курсов профессионального училища №35.
Реализация программы «Формирование толерантного сознания молодежи» предполагает  формирование  у учащихся осознания себя как личности. Так же необходимо научить учащихся  соотносить свою точку зрения  с нормами толерантности и следовать им, управлять собой, уметь миролюбиво разрешать как личностные, так и общественные конфликты.
Программа включает в себя три модуля:
1модуль  Формирование личной самореализации и саморегуляции.
2 модуль  Формирование толерантности в семейных взаимоотношениях
3модуль Формирование установок толерантного сознания и экстремизма   в обществе.
Каждый модуль реализуется в рамках одного курса обучения.
Программа носит  интегрированный характер,  так как актуализирует знания обучающихся  по разным отраслям знаний:  по  истории, литературе, граждановедению, мировой художественной культуре и т.д.
Так же программа носит личностно - ориентированный характер, т.к направлена на личность каждого обучающегося.
Цель программы - формирование у учащихся основ толерантного сознания.
Задачи:
1. Формировать личностную самореализацию и саморегуляцию.
2. Разъяснить особенности семейных взаимоотношений
3. Освоить  технику межличностного общения.
4.Рассмотреть проблемы отношений между людьми другой веры, цвета кожи, сексуальной ориентации.
Предполагаемый результат:
- Сформированность у учащихся толерантного сознания.
- Повышение устойчивости учащихся к этническим, религиозным и политическим конфликтам.
- Снижение уровня социально - психологической напряженности в училище, применение в быту  норм толерантного поведения.
В результате реализации данной программы обучающие
- формируют свои убеждения, умеют отстаивать их, соотносить с нормами, соблюдая правила общения;
- толерантны, способны сотрудничать с людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной, профессиональной, политической принадлежности;
- способны решать семейные конфликты;
- формируют навыки общения со сверстниками, сверстниками с другой социальной группы, взрослыми;
- умеют общаться и работать в коллективе;
- умеют преодолевать критические жизненные ситуации;
Методика изучения ( Могун)

Ресурсное  обеспечение  программы
воспитательной деятельности.

Тип  ресурсов

Реализация
(актуальные, наличные)

Потенциальные
 ресурсы

Кадровые

- психолог,
- мастера п/о,
- библиотекарь,
- преподаватели,
- преподаватель ОБЖ,
- руководитель физ.  
  воспитания,
- руководители спорт.
  секций,
- воспитатели общежития.

Работники центральной библиотеки;
Работники районного музея;
Работники Дома культуры.

Материально-технические

- учебные классы,
- библиотека,
- кабинет психолога,
- методический кабинет,
- студенческое общежитие,
- компьютерный класс,
- аудиоаппаратура,
- видеоаппаратура,
- видеокамера,
- фотоаппарат,
- районный музей,
- молодежный клуб «Ровесник»,
- актовый зал Дома культуры,
- танцевальный зал Дома культуры,
- актовый зал школы № 2,
- спортзал школы № 2.

Видеотека

Организационные

- Работа педагога-психолога,
- Отдел по делам молодежи и   спорта при Администрации   Мокроусовского района,
- Районный музей,
- Отдел внутренних дел,
- Совет профилактики
  правонарушений,
- Психолого - медико-
  педагогическая комиссия.

 

Кабинет психологии ИПК И ПРО;
Ученическая «Республика XXI века»;
Районная библиотека;
Спортивная детско-юношеская школа;
Дом творчества юных;
Кабинет психологии ИПК и ПРО.

Методические

- подборка литературы по формированию толерантного сознания, культуре межличностного общения;
- комплекты журналов:
«Классный руководитель»,
 «Последний звонок»,
«Профессиональное образование»;
«ОБЖ»
- комплекты  газет:
«Российская газета»,
«Кадетское братство»,
«Патриот Отечества"
«Восход»,
 «Новый мир»;
- материалы
конференций,
семинаров областного уровня;
- методические разработки мероприятий;
- сценарии;
- библиотечный фонд;
- сборники ИПК и ПРО.

 

Пополнение библиотечных фондов печатными изданиями по толерантности;
Методические разработки тренингов, игр и упражнений;
Курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО.

Финансовые

- средства областного бюджета,
- средства районного бюджета,
- внебюджетные средства.

 

Спонсорская помощь.

Управленческие

- Администрация ПУ № 35,
- педагог-психолог.

Глав УО Курганской области;
Президент ученической «Республики XXI века»;

 

                                             Содержание программы:
1 модуль Формирование личной самореализации и саморегуляции 
(1 курс)


№ п\п

Мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

1.

Диагностика уровня сформированности толерантности у учащихся

Сентябрь

Педагог - психолог

 

2.

Толерантность – что это?

 

Сентябрь

Педагог - психолог

 

3.

Толерантная личность

 

Октябрь

Педагог - психолог

 

4.

Я и группа: толерантность в себе. Самопознание.

 

Ноябрь

Педагог - психолог

 

5.

Я и группа: толерантность в себе. Толерантное общение.

 

Декабрь

Педагог - психолог

 

6.

Я и  группа: саморегуляция

 

Январь

Педагог - психолог

 

7.

Личная самореализация

Февраль

Педагог - психолог

 

8.

Толерантность к другим: учимся сочувствию

 

Март

Педагог - психолог

 

9.

Границы толерантности

 

Апрель

Педагог - психолог

 

10.

Испечем пирог дружбы

 

Май

Педагог - психолог

 

11.

Итоговое занятие

 

Июнь

Педагог - психолог

 

 

 

2 модуль Формирование толерантности в семейных взаимоотношениях
(2 курс)

 

 

Мероприятия

срок
 проведения

ответственный

отметка  о выполнении

1.

Диагностика уровня сформированности толерантность у учащихся.

сентябрь

Педагог-психолог

 

2.

Классный час «Родителей не выбирают».

ноябрь

Мастера п/о

 

3.

Праздник «День матери»

ноябрь

Зам. по УВР,

 

4.

Занятия из цикла «Воспитание лидера» (в общежитии)
-  «Коммуникации»
-  «Умей  убеждать»

декабрь
январь

воспитатели общежития

 

5.

Тренинг «Терпимость - мудрость души»

март

Педагог-психолог

 

6.

Концерт для  ветеранов  в Центре соц. Защиты населения с. Мокроусово

май

Зам. по УВР

 

8.

Уход за памятником погибшим в годы ВОВ в д. Пороги.

В течение года

Мастера п/о

 

9.

Сюжетно-ролевые игры «Моя семья» (в рамках кружка «Школа будущего семьянина»)

В течение года

Руководитель кружка

 

3 модуль Формирование установок толерантного сознания и экстремизма в обществе ( 3 курс)

 

 

Мероприятия

срок
 проведения

ответственный

отметка  о выполнении

1.

Классный час «Преодоление стрессовых ситуаций»

октябрь

педагог-психолог

 

2.

Диспут «Слушается дело о Кавказской войне» - в общежитии

ноябрь

Зам. по УВР, воспитатели общежития

 

3.

Праздник «День матери»

ноябрь

Зам. по УВР, педагог-организатор

 

4.

Час психолога:
- «Конфликты и пути их решения»,
- «Как избегать конфликтов»

декабрь

Педагог – психолог

 

5.

Игровой тренинг общения в учебных группах

февраль

Зам. по УВР,
Мастера п/о

 

6.

Занятия из цикла «Воспитание лидера в общежитии на темы:
- «Я решаю проблемы!»
- «Конкуренция и власть»
- «Я чувствую в себе лидера!»

В течение года

Воспитатели общежития

 

7.

Диагностика уровня толерантности у учащихся.

июнь

Зам. по УВР, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

Механизм реализации
Формы реализации программы
Для  реализации программы  возможно использование различных форм воспитательной работы. Это занятия с элементами  тренинга, классные часы, сюжетно – ролевые игры, устные журналы и т.д.