Ты и закон

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 35»

  Государственное бюджетное образовательное учреждение

        начального профессионального образования

               «Профессиональное училище № 31»

 

 

 

 

 

 

 

Целевая воспитательная программа

«Ты и закон»

 ( воспитание правовой культуры)

для обучающихся I-III курсов ГБОУ  НПО  «ПУ № 35»

 

 

Срок реализации программы 3 года

 

Выполнили:

Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №35», I категория;

              Ершова Ирина Юрьевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ    №31»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

Мокроусово, 2011

Рассмотрено:                                          Утверждаю:                               

на МО                                                        директор ГБОУ НПО «ПУ № »

 «____»____________20   г                         Демешкин В.В.

                                                                       «____»____________20   г                                                                            Согласовано:                                                        

Заседание педсовета                                     

 «____»____________20   г                               

 №   протокола  ___        

 

 Целевая воспитательная программа

«Ты и закон»

                           ( воспитание правовой культуры)

для обучающихся I-III курсов ГБОУ  НПО  «ПУ № 35»

 

 

Срок реализации программы 3 года

 

Выполнила:

Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №35», I категория;

               Ершова Ирина Юрьевна- зам., директора по УВР ГБОУ НПО «ПУ №31»;

 

 

 

 

                                 Срок реализации программы 3 года

     

 

 

 

           

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

   Последние годы в России ознаменовались стремительными изменениями во многих сферах. Изменилась официальная политика в области прав человека, структурами власти взят курс на построение правового государства, гражданского общества.  В России изменилось и отношение к вопросу защиты прав человека, но все же на данный момент трудно оценить уровень знаний своих прав гражданами нашей страны, а тем более трудно сказать, на сколько все мы способны их отстаивать, не говоря уже о обучающихся прфессионального училища, которые безразлично относятся к правовой и гражданской тематике, поэтому для них характерна низкая правовая культура.   Как правило, они не знают даже основных прав и свобод, необходимых для жизни и, выходя из стен своего учебного заведения, оказываются, практически, дезориентированы.    Вопросы теории и методики правового воспитания рассматриваются в исследованиях В.И. Абрамова, Г.П. Давыдова, А.Ф. Никитина, С.А. Ивкина.

Большой вклад в научное осмысление проблемы правового воспитания внес Г.П.Давыдов. Им разработаны социально-педагогические основы правового воспитания, определен отбор юридических знаний, усвоение которых необходимо для формирования правовой культуры, формы работы, условия эффективного функционирования системы правового воспитания.

 В работах О.Н. Богатиковой, Л.М. Голубевой, М.Л. Гайнер, М.В. Кусковой раскрываются определенные аспекты формирования и развития правосознания, правовой культуры обучающихся в различных типах образовательных учреждений, в том числе и в учреждениях государственной поддержки детства.

     Правовая культура – это совокупность норм, ценностей, процессов, форм, выполняющих функцию социоправной ориентации людей в конкретном обществе.

   

Проведенные  исследования среди обучающихся  позволили выявить их уровень знаний  в области правовой культуры. Анализ показал, что среди обучающихся училища 15 % имеют достаточный уровень (владеют терминологией, ориентируются в определенных статьях законодательных актов, умеют применить свои знания на практике) правовой культуры, 35 % имеют средний уровень (базовые знания) в области права и 40% - низкий уровень.

 По  данным  опросов  кафедры  экономики  и права ШГПИ, мотивами  противоправных действий  несовершеннолетних  являются:

«желание выделиться среди друзей « (48%),

«приобретение спиртного и наркотиков» (37%),

«за компанию» (42%),

«плохая жизнь в семье» (52%),

«расчет на безнаказанность» (29%),

«желание развлечься» (13%),

«желание отомстить» (41%) и др.

 

Поэтому для овладения современной системой правовых ценностей необходима разработка целевой программы, способствующей формированию правовой культуры обучающихся. Необходимость создания данной программы объясняется следующими причинами:

         - правовая система России претерпела значительные изменения, в том числе и относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

   - в рамках правовой реформы произошло обновление законодательства, о котором должны знать обучающиеся

         - в обществе пробуждается интерес к праву и правовым  институтам, но обучающиеся не готовы к самооценке происходящих в обществе социальных процессов

 

            Обоснование актуальности проблемы:

    Актуальной проблемой на сегодняшний день остается низкий уровень правовых знаний у обучающихся ,их безразличное отношение к правовой тематике, склонность к асоциальному поведению.   

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

  Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

  Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, учебных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлени­ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен­ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес­кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль­ного характера; попытки суицида.

     Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, харак­теризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчи­вый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

  Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

1. агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбле­ния, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

2. корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымога­тельство, угоны автотранспорта и другие имущественные пося­гательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

3. распространение и продажа наркотиков.

  Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуля­ции.

  Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовно­го кодекса. Криминальному поведению, как правило, предше­ствуют различные формы девиантного и делинквентного пове­дения.

Необходимость целевой воспитательной программы по снижению уровня правонарушений и повышения правовой грамотности среди обучающихся вызвана тем, что в нашем училище выявлены подростки  девиантного, делинквентного (п.2) и криминального поведения. 

Уровень правовых знаний воспитанников в области правовой культуры.

 


    

 

 

 

 

 Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, училищного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его соци­ального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся ус­ловиях необходимо объединить усилия педагогов, психолога, родителей, работников правоохранительных органов.

Немаловажная роль в воспитании, организации занятости, про­филактике правонарушений среди несовершеннолетних отводится работе с подростками по месту жительства.

 Деятельность учреждений дополнительного образования уве­личивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с образо­вательными учреждениями позволяет совместно выбирать для ка­ждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те  проблемы, которые ему мешают.

 

 

 

 

                                

 

 

               Цель целевой воспитательной программы:

Повышение уровня правовой культуры подростков, снижение уровня правонарушений и преступлений среди обучающихся,

приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

                                                  Задачи:

     1.Формировать понятия правового пространства государства.

2.Формирование правового самосознания.

3.Формирование активной жизненной позиции.

4.Сдерживание вовлечения подростков в сомнительные компании.

5.Воспитание чувства ответственности у подростков «группы риска» за собственное поведение и корректировка их жизненных ценностей.

                                            Принципы:

1.     Безусловное уважение личности подростка.

2.     Защита прав и законных интересов обучающихся.

3.     Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.

4.     Взаимодействие различных заинтересованных служб.  Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания - семьи, училища,  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административно-правовых структур и общественности.

5.       Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).

6.      Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

7.      Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.

8.     Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

9.     Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.

10.           Принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки «трудных» подростков

 

Ожидаемые результаты реализации программы «Твой выбор»

1 год

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность правовой грамотности обучающихся

 

Знание законов РФ, знание формулировок административных правонарушений

 (70%)

 

Тестирование на знание законов РФ, знание формулировок административных правонарушений

Сформированность чувства понимания себя в правовом пространстве государства

 

Осознанное негативное отношение к совершению правонарушений и преступлений

 (60%)

Наблюдение;

Анкетирование

Сформированность правильного правового поведения  обучающихся в их практической  деятельности

 

 

Уменьшение количества совершенных правонарушений и преступлений

 (30%)

 

Изучение статистики

1.      совершенных правонарушений и преступлений

 

Сформированность чувства ответственности у подростков «группы риска» за собственное поведение и корректировка их жизненных ценностей

 

Снятие с учета КДН (60% от стоящих на учетах)

 

Изучение статистики

снятия с различного вида учета

 

2 год

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность правовой грамотности обучающихся

 

Знание законов РФ, знание формулировок административных правонарушений

 (85%)

 

Тестирование на знание законов РФ, знание формулировок административных правонарушений

Сформированность чувства понимания себя в правовом пространстве государства

 

Осознанное негативное отношение к совершению правонарушений и преступлений

 (70%)

Наблюдение;

Анкетирование

Сформированность правильного правового поведения  обучающихся в их практической  деятельности

 

 

Уменьшение количества совершенных правонарушений и преступлений

 (20%)

 

Изучение статистики

2.      совершенных правонарушений и преступлений

 

Сформированность чувства ответственности у подростков «группы риска» за собственное поведение и корректировка их жизненных ценностей

 

Снятие с учета КДН, (70% от стоящих на учетах)

 

Изучение статистики

снятия с различного вида учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 год

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность правовой грамотности обучающихся

 

Знание законов РФ, знание формулировок административных правонарушений

 (100%)

 

Тестирование на знание законов РФ, знание формулировок административных правонарушений

Сформированность чувства понимания себя в правовом пространстве государства

 

Осознанное негативное отношение к совершению правонарушений и преступлений

 (90%)

Наблюдение;

Анкетирование

Сформированность правильного правового поведения  обучающихся в их практической  деятельности

 

 

Уменьшение количества совершенных правонарушений и преступлений

 (10%)

 

Изучение статистики

3.      совершенных правонарушений и преступлений

 

Сформированность чувства ответственности у подростков «группы риска» за собственное поведение и корректировка их жизненных ценностей

 

Снятие с учета КДН ,  (80% от стоящих на учетах)

 

Изучение статистики

снятия с различного вида учета

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Алгоритм реализации программы:

Первый этап - организационный (сентябрь) – входной мониторинг, анализ количества правонарушений, совершенных обучающимися училища, учет поступивших на 1 курс состоящих на учете в КДН и условноосужденных, непосредственное планирование, со­гласование планов с ОП  комплексный план с уче­том обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.

Второй этап деятельностный (октябрь - май) – промежуточный мониторинг, координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработ­ка системы контроля за их реализацией.

Третий этап итоговый за год (июнь) – промежуточный мониторинг, анализ и подведение итогов работы за год, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Четвертый этап – итоговый (июнь 2013г.)- итоговый мониторинг, анализ и подведение итогов работы по программе.

     

 

 

Содержание воспитания:

         Процесс перевоспитания, как и в целом про­филактика правонарушений, выступает:

- с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре — материальной, интеллектуальной и нравственной;

-  а с другой — как процесс индивидуального развития, коррекции поведения личности.

  В структуре индивидуальной профилактики правонаруше­ний выделяем следующие основные направления:

• своевременное выявление лиц с социально-отклоняющим­ся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;

• изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устра­нения способствующих ему причин и условий;

•  разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окру­жающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, ре­зультативности их применения;

• организация взаимодействия и преемственности в воспи­тательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведени­ем, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.

При этом особое внимание должно быть уделено на следующие категории несовершеннолетних:

• возвратившихся из воспитательных колоний после отбы­тия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокой­ство;

• осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;

• совершивших преступления, но освобожденных от уголов­ной ответственности в связи с применением мер общественно­го либо административного воздействия или вследствие амни­стии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответ­ственность;

• вернувшихся из специальных учебно-воспитательных уч­реждений;

• совершивших правонарушения, влекущие меры обще­ственного или административного воздействия или применение мер воспитательного характера;

• употребляющих спиртные напитки и наркотические веще­ства;

• ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за год к административной ответственности либо повторному при­воду для официального предостережения;

• злостно уклоняющихся от учебы;

• систематически занимающихся азартными играми, а так­же ведущих антиобщественный образ жизни.

 

Необходимо применять профилактические методы, обеспечивающие:

• выработку нравственного сознания,

• формирование навыков и привычек позитивного поведе­ния,

• воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,

• социальное оздоровление микросреды.

Методы:

В работе с «трудными» подростками мы применя­ем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулиро­вание, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.),

- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убе­дительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

-     метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью);

-     метод стимулирования  (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благо­дарность, награда и т. д.);

-     метод торможения (виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя).

Формы:

-     групповая работа;

-     тренинги;

-     дискуссии;

-     мозговые штурмы;

-     беседы, встречи;

-     лекции;

-     ролевые игры;

-     психогимнастика;

-     просмотр и обсуждение видеофильмов;

-     индивидуальные консультации;

-     тесты;

-     экскурсии, экспедиции;

-     конкурсы;

-     праздники;

-     родительские лектории;

-     военно-спортивные мероприятия.

Приобщение личности к культуре:

Досуговая деятельность:

Организация досуга подростков группы «риска» представляет собой определенную систему и включает в себя:

 - создание ситуации успеха для подростков группы «риска»;

 

- специфические средства и способы вовлечения подростков в досуговую деятельность;

Процесс воспитания и перевоспитания подростков девиантного поведения при организации досуга приносит реальные результаты лишь в том случае, если за основу берется нравственно-правовое воспитание, активное воздействие, прежде всего на моральные качества подростков.

Важное место в них   займет программа «Досуг», вклю­чающая в себя четыре основных направления:

-     традиции, районные праздники, конкурсы, фестивали, смотры;

-     круглогодичные досуговые мероприятия;

-     организация каникулярной занятости;

-     училищные праздники, конкурсы.

Направления реализуются через организацию и проведение  различных тематических мероприятий, например:

-     деловые игры (игра для «трудных» подростков «Как устро­иться на работу» и др.);

-     диспуты «Легко ли быть молодым?», «Как найти свое место в жизни»;

-     работа круглых столов по проблемам совершение несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

-     правовой конкурс «Следствие ведут...»;

-     круглые столы с приглашением специалистов ювенального пра­ва на темы: «Закон суров, но он закон», «Ты и твои права»;

-     интеллектуально-правовой конкурс «Взрослые и дети»;

-     игра для подростков «Школа безопасности»;

-     КВНы;

-     День науки;

-     комплексные спортивные мероприятия.

 

Механизм реализации работы по программе

«Ты и закон»

 

План работы психолога

по адаптации обучающихся и профилактике правонарушений обучающихся в ПУ№35

 

 

 

Диагностика

Коррекция

          Просветительская   работа

Входная

диагностика I курс

Наблюдение

 за адаптацией

обучающихся I курса.

Определение уровня

 воспитанности I курса.

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

Тренинг:

«Давайте знакомится».

 

Индивидуальные и групповые консультации по проблеме адаптации обучающихся  в училище I курс.

ПМП к

 

сентябрь

 

 

Анкета «День за днем»

 

 

октябрь

Работа с детьми группы риска (I к.).

 

октябрь

Выступление на ИМС по итогам адаптации обучающихся.

октябрь

Мониторинг сохранности

контингента.

 

 

ноябрь

Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в общении или психическом самочувствии (по запросу).

ноябрь

 

 

Проведение анкетирования  на выявление мнения  о содержании и качестве образования в

ПУ №35

декабрь

Индивидуальное и групповое консультирование по запросу II курс.

 

ПМП к

декабрь

Выступление на ИМС по результатамм анкетирования (рекомендации педагогам, воспитателям)

декабрь

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми группы риска II курс.

 

январь

Эффективность обучения и воспитания в ПУ № 35, одно из условий сохранности контингента» (выст. на ИМС) (мастера)

январь

Анкета с обучающимися

группы риска, определяющая причины неуспеваемости обучающихся.

 

февраль

Индивидуальная работа с преподавателями, мастерами, воспитателями по использованию  результатов психологического исследования обучающихся группы риска.

февраль

 

 

 

Анкета, определяющая психологический климат в группах

 

март

ПМП к

 

 

 

март

 

 

Социометрия

 

 

 

апрель

Работа с детьми группы риска

Индивидуальные и групповые консультации по проблеме адаптации обучающихся  в училище

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми группы риска

(выступление на ИМС с анализом работы)

май

Исследование развития психо-

физиологических

свойств, профессионально важных качеств,

личностно – социальных качеств.

 

 

сентябрь

 

 

 

 

Определение профессиональной направленности

 

 

октябрь

 

 

Работа с педагогами по итогам психологического исследования обучающихся.

Семинары  с преподавателями, мастерами  по реализации модели выпускника.

октябрь

 

 

Коррекция по программе ШТУР

 

Выступление на ИМС

 « Мониторинг профессионального развития»

ноябрь

Промежуточная диагностика

 

январь

 

 

Выставка материалов по реализации «Модели выпускника».

январь

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция мотивационной направленности обучающихся группы риска

март

Коррекция образовательного процесса, внедрение личностно -  ориентированного

подхода  с учетом анализа индив. карт профессион. развития

(выст. на ИМС).

март

 

 

Коррекция познавательных процессов (внимание, память).

апрель

Рекомендации для педагогов. «Индивидуальный подход к обучающимся»

(выступление  на ИМС).

апрель

 

 

 

 

Работа с мастерами: Психологические аспекты эффективной организации процесса обучения в соответствии с моделью выпускника.

Выступление на ИМС

май

Итоговая диагностика

июнь

 

 

 

 

 

 

Анкета

 «Вредные привычки»

(I-III курсы)

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учись властвовать над собой»

(лекции, дискуссии).

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика агрессивности

у обучающихся (по запросу, беседы с обучающимися).

 

декабрь

Выступление на родительском собрании на тему: «Подросток в мире вредных привычек».

 

Работа с родителями по запросу преподавателей.

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

Клас. час  на тему: «Наркотики и их жертвы, или что нужно знать о наркотиках.

Наркотики и преступления.»

(лекция, дискуссия).

январь

 

 

 

 

 

Работа с педагогами: Роль педагога в профилактике ПАВ, профилактике преступлений и правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.

(выступление на ИМС).

 

март

Мониторинг  ЗОЖ в ПУ№31

 

апрель

 

 

Клас. час: «Психологическое здоровье, критерии здоровья как профилактика правонарушений.»

 

апрель

 

 

 

 

 

 

Тренинг: «Будем творцами своего здоровья»

 

май

«Эмоционально – волевые качества личности и профилактика ПАВ».

(лекция)    

                                       

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кл. час.: «Понимание и принятие себя (лекция, дискуссия).

Участие в родительском собрании : «Наш проблемный подросток»

сентябрь

 

 

Тренинг: «Моё лучшее Я»;

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Кл. час: «Учись властвовать над собой»

(лекция, дискуссия).

 

ноябрь

«Уровень толерантности»

 

январь

 

 

Групповое консультирование: «Правила межличностного взаимодействия, положи-тельное межличностное взаимодействие как профилактика правона-рушений ».

 

январь

 

 

 

 

 

Тренинг:

«Конфликты и компромиссы»

I к.

февраль

 

 

 

 

 

 

 

Я  - хороший, ты  -хороший  (групповые

беседы).

март

 

 

Тренинг: «Толерантность для подростков, как предупреждение преступлений».

июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Формирование правовой грамотности обучающихся представлено широким спектром тем,  затрагивающих защиту прав граждан в различных областях жизнедеятельности (административная и уголовная ответственность, семейные, трудовые отношения, гражданское воспитание, профилактика вредных привычек) и состоит из 4 блоков:

1 блок – Государство и Закон

2 блок – Юридическая ответственность молодежи

3 блок – Правовые аспекты семейных отношений

4 блок – Правовые аспекты трудовой деятельности

                                                         БЛОК 1

«Государство и Закон»

п/п

Название темы

часы

Содержание занятия

Форма проведения

т.

пр.

1.

Гражданин и государство. Государственная власть

1

 

Государство, основ-ные признаки госу-дарства. Государ-ственная власть. Орга-ны власти, в чьи обя-занности входит за-щита прав ребенка. Федеральные органы власти

Беседа, диспут

2

Право  и закон

1

 

Возникновение меж-дународного сотруд-ничества в защиту прав человека, между-народные документы о правах человека

Понятия: всеобщая декларация прав человека; право, свобода; равенство прав; ООН. Конвенция о правах ребенка.

Информационная консультация

3.

Я гражданин России. Мои права и обязанности

 

0,5

0,5

Конституция РФ,

Конвенция о правах ребенка,

Понятия: права, обязанности

Игровые моменты

Комбинированное

4

Право, закон, мораль

 

1

Рассмотреть понятие морали.

Взаимодействие трех понятий

Выпуск информационного бюллетеня

5

  «Страна моей мечты»

 

1

Вводная беседа,  составление плана, написание мини-сочинения, обсуждение, подведение итогов

Конкурс сочинений

6.

Итоговое занятие:

О праве в шутку и всерьез

 

 

1

Занятие, позволяющее в занимательной форме обобщить полученные знания.

Интеллектуальная игра

 

Всего: 5 ч., из них 2,5 –теории, 3,5 практики

 

 

 

 

БЛОК 2

«Юридическая ответственность молодежи»

п/п

Название темы

часы

Содержание занятия

Форма проведения

т

пр

1.

Преступление и наказание

.

 

1

Понятия:

  • преступление;
  • вина;
  • общественная опасность;
  • уголовная противоправность;
  • наказание;
  • Уголовный кодекс РФ.

Информационно-правовой практикум

2

Виды юридической ответственности

1

 

 

 

Понятия:

  • Административная ответственность;
  • Уголовная ответственность;
  • Административный кодекс РФ;
  • Уголовный кодекс РФ.

Информационная консультация

3

Что такое суд

1

 

Понятия:

  • Конституционный суд России;
  • Верховный суд РФ;
  • Высший арбитражный суд;
  • Кассационный порядок;
  • Прокуратура

Информационная консультация

4

От безответственности до преступления один шаг

 

1

Задания, соревнование между командами

Конкурсная программа

5

Суд над хулиганством

 

1

Обсуждение ситуаций

Ситуативный практикум

6

Итоговое занятие:

Я и мир закона

 

1

Занятие, позволяющее в занимательной форме обобщить полученные знания

Брейн-ринг

 

Всего 6 часов. Из них 2 ч. теории, 4 практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             БЛОК 3

«Правовые аспекты семейных отношений»

п/п

Название темы

часы

Содержание занятия

Форма проведения

т

пр

1.

Правовые основы семейных отношений

 

1

 

 

  • Семейный кодекс (изучение статей: 47-50)

Ст.51-58

Гл.18, ст.121

  • Понятие: брачный возраст

Беседа-диалог

2

Преждевременные браки, или проблемы будущих родителей

 

1

  • Ситуации для обсуждения о правовой ответственности родителей за воспитание детей

Ситуативно-правовой практикум

3

Что необходимо знать перед

созданием семьи?

0,5

0,5

Вопросы,ответы,

разъяснения

Правовой брейн-ринг

4

Семья и семейные традиции

0,5

0,5

Понятие: что такое традиции.

Традиции других народов мира.

Традиции в моей семье

Комбинированное

5

«Жизненные перспективы»

 

1

Вводная беседа,

составление плана,

написание сочинения.

Мини-сочинение

6

Итоговое занятие:

Я  и моя семья

 

1

Занятие, позволяющее в занимательной форме обобщить полученные знания

Конкурсная программа

 

Всего 6 часов. Из них – 2 теории, 4 практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛОК 4

«Правовые аспекты трудовых отношений»

п/п

Название темы

часы

Содержание занятия

Форма проведения

т

пр

1.

Трудовое законодательство и молодежь

1

1

 

  • Трудовое закон-нодательство, Трудовой кодекс РФ. Ст. 37,63, 267, 268, 269.

Закон о занятости ст.26

  • Порядок оформления трудовых отношений
  • Понятия:            работник          работодатель

Служба занятости Трудовой договор

           Трудовая книжка

            Трудовой режим

Дисциплина труда

Безработица

Расторжение трудового договора

           

Информационно-правововая консультация

2

«А вот и я»

 

1

Развитие навыков моделирования собеседования при приеме на работу, повышение готовности поступающих к подобным собесе-дованиям.

Составление резюме

Игра-практикум

3

Первые шаги при устройстве на работу

 

1

Заполнение документов, заявлений, бланков, необходимых при устройстве на работу. Порядок оформления документов при приеме на работу. Изучение должностных обязанностей

Занятие-практикум

4

Трудовые права молодежи

1

 

Понятие: трудовое право,

Разъяснить, какие права имеет молодежь при устройстве на работу

Правовой

Брейн - ринг

5.

Я в мире трудовых отношений

 

1

Занятие, позволяющее в занимательной форме обобщить полученные знания блока.

Интеллектуальный марафон

Всего 6 часов. Из них 3 теоретических занятия, 3 –практических занятия

    Список литературы

1.Конституция Российской федерации от 12.12.1993 г.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-

3.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

4.Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

5.Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.

6.Устав образовательного учреждения.

7.Алемаскин — М. А. Воспитательная работа с подростками. — М.,

1979.с

8.Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно­летних. — Свердловск, 1986.

9.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996. 6. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

10.Антонян Ю. М., Самичев Е. Г. Неблагоприятные условия формиро­вания личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. — М., 1983.

11.Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — Киёв, 1986.

12.Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных — М., 1986.

13.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

14.Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. — Екатеринбург, 1993.

15.Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.

16.Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

17.Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968.

18.Бушуева В. О.  Формирование здорового образа жизни у старшекласников: автореферат. - Пятигорск, 2001.

19.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детско­го психиатра. — М., 1988.

20.Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. — М., 1986.

21.Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое пе­дагогическое мышление. — М., 1989.

22. Григорьев С. И., Демина Л. Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. — Барнаул, 1996.

         23.Данилин Е.М. Использование системы А. С. Макаренко в деятель­ности

         ВТК: Учеб. пособие. — М., 1991.

         24.Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов,

         воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. — М., 1997.

         25.Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психически­ми

         аномалиями: Учеб. пособие. — Саратов, 1980.

         26.Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершенно­

         летних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие — М.,  

        1990.

27.Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Се левко. — М., 1996.

28.Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

29.Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. пособие. — М., 1982.

30.Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

31.Карпец И. И. Преступное общество. — М., 1983.

32.Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

33.Леви В. Л. Нестандартный ребенок. — М., 1983.

34. Макаренко А. С. Сочинения в 7 Т. Т 5.

35.Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. — М., 1987.

36.Меньковский Г. М., Тузова А. П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. — Киев, 1987.

37.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

38.О положении детей в РФ. — М., 1994.

39.Социально-психологические, социально-педагогические и инди­видуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несо­вершеннолетних / Под ред. В. Ф. Пирожкова и др. — М., 1980.

40.Тарухин С. А. Преступное поведение: Социальные и психологические черты. — М., 1974.

41.Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991.

42.Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования  // Вестник образования - 2000 г., №6.

43. Уголовный кодекс РФ.